Теплота внутри борда, или что особенного в BBD-эффектах?

Педали на BBD-схемах (Bucket Brigade) считаются своего рода эталоном классического звучания модуляций: хорусов, вибрато, фейзеров, фленджеров и дилеев. В них саунд инструмента меняется за счёт задержки сигнала и повторения «клона» одновременно с «базовым» звуком.

Как и любая технология, Bucket Brigade имеет свои плюсы и минусы. Не переключайтесь — сейчас мы расскажем о BBD-педалях много интересного.

Что такое BBD

Гитарный мир узнал об устройствах на Bucket Brigade в 1969 году. Случилось это с подачи братьев Филипс и сотрудников их исследовательской лаборатории. Задумка заключалась в создании целых цепочек из последовательно размещённых конденсаторов при использовании полевых транзисторов. Результатом стал очень необычный для того времени эффект с постепенно деградирующим и как бы затухающим звуком.

Исследователи говорят, что идея лежала на поверхности, но это лишь дополнительно способствовало популяризации технологии. Начиная с конца 70-х редкий гитарист не хотел поиграть на таких устройствах. Так что в некотором смысле компания Philips стала менять жизнь к лучшему ещё до того, как стала известна как производитель бытовой техники.

Как же формируется эффект в BBD-схемах? В упомянутой цепи конденсаторов на каждом этапе появляется новый повтор, при этом качество сигнала постепенно снижается. Это и заставляет звук как бы плавно растворяться в пространстве, приобретая аналоговую «теплоту», за которую большинство музыкантов и ценят BBD-чипы.

Само название технологии в русскоязычной интерпретации можно перевести как «пожарная цепочка». Имеются ввиду несколько людей, которые передают ведрами воду для тушения огня. В процессе жидкости становится меньше, так как она постепенно разливается. Аналогичным образом происходят потери в чипах Bucket Brigade. Довольно понятная и ёмкая аналогия на наш взгляд.

Звук в подобных девайсах получается более натуральным и интересным, не таким «рафинированным», как у цифры. Затихая, повторы аналогового BBD-дилея постепенно становятся мыльными и менее читаемыми. Тогда как цифровое устройство просто максимально точно скопирует сыгранный рисунок или ноту, никак не меняя её характеристики. Хотя, сегодня цифру тоже обучили реалистично эмулировать эффект, но к этому вернёмся чуть ниже.

Теперь, когда вам стал более понятен принцип BBD-устройств, попробуйте на слух определить, где цифра, а где аналог. Уверяем, разница будет прямо очень заметной.

Нестареющая классика

В качестве ярких примеров BBD-эффектов можно сразу назвать DOD 585-A Delay и Boss CE-2B Bass Chorus. А особым образом среди музыкантов ценятся педали Moog серии MF. Правда, у последних есть существенный нюанс, это ценник, взлетевший до небес после прекращения их производства и как следствие превращения линейки в культовую. И мы прекрасно поймём ваше нежелание расставаться с такими суммами.

Однако, сегодня есть не просто более доступная альтернатива Moog, а их прямое продолжение. Речь про американский бутик Asheville Music Tools, основанный Риком «Хоукер» Шаичем, одним из ведущих инженеров Moogerfooger. Они создают практически те же эффекты, только в более современном исполнении и с вольной трактовкой их автора. Например, модель ACV-1 Chorus/Vibrato Time Warping создана на базе культовой педали Moogerfooger MF-108M Cluster Flux.

Проблемы аналога

Итак, мы разобрались, что главная особенность аналоговых устройств в том, что конденсаторы вносят в звук свои коррективы. Но они могут добавить и грязи. Происходит это как раз там, где она совсем не нужна — в нижнем регистре. Чтобы справиться с гудящим фоном, используют фильтры, которые, конечно, решают проблему, но попутно подкидывают новую — сигналы выше 3кГц такие педали воспроизводить не могут.

У цифры подобных ограничений нет, а настройки более гибкие. В таких педалях обычно можно накрутить большее время задержки, как правило, есть tap tempo и midi. Так что в плане удобства цифра лидирует с большим отрывом.

Ещё одна проблема BBD — поиски оригинальных чипов, на которых делались первые устройства. Уже сейчас найти такие комплектующие довольно сложно, а лет через десять, по всей видимости, такая задача будет под силу только киношному искателю редкостей Индиане Джонсу. Но производители цифровых устройств нашли выход из ситуации — они смогли совместить удобство цифровых устройств с качеством звука аналоговых.

Функционал и удобство

В большинстве случаев одна цифровая педаль заменяет сразу несколько аналогичных, так как умеет эмулировать звук эффектов, которые со временем приобрели статус легендарных. Так музыканту не приходится выбирать между натуральностью звука и функциональностью педали.

Например, у дилея Rewind от Alexander Pedals для создания тёплых BBD-повторов предусмотрен режим Analog. Ещё Rewind умеет точно повторять звук ленточных эхо-машин вместе с теми артефактами, которые возникали из-за технических особенностей классических эффектов: степени износа ленты, проскальзывания и зажёванности плёнки.

Если же вам не нужны другие режимы, но вы цените функциональность, советуем обратить внимание на педаль компании Benson Amps, которая в 2023г сделала первый шаг в дилеестроении. В этой педали, лаконично названной Delay, помимо привычных потенциометров есть регуляторы скорости и глубины LFO для управления модуляциями. При одновременном нажатии обеих кнопок у музыканта ещё и появляется возможность выбрать форму сигнала для LFO: синусоидальную, прямоугольную или случайную.

Ну а на что можно посмотреть, если для вас во главе угла стоят эксперименты? Недавно как раз появился навороченный дилей EAE Sending V2, выделяющийся в ряду себе подобных наличием петли Send/Return. С её помощью можно дополнительно обработать повторы, или создать эффект псевдо-стереофонии, используя сразу несколько усилителей.

Очень интересный звук можно получить, подключив к EAE Sending V2 через петлю аналоговый хорус/вибрато Echo Fix EF-P3. В этой BBD-педали предусмотрена возможность отправки обработанного сигнала обратно на вход. Так к повторам дилея добавится «металлический резонанс».

От BBD к dBucket

Создатели современных цифровых устройств часто вдохновляются звуком Bucket Brigade и стремятся воссоздать ту теплоту, которой отличается саунд аналоговых педалей. Именно таким является BRIG от компании Strymon, известной своими потрясающими дилеями. Устройство очень круто эмулирует звук винтажных предшественников, сильно расширяя границы их использования.

Чтобы BRIG звучал неотличимо от аналоговых педалей, но был более универсален, его создатели разработали технологию dBucket. Её суть в детальном воспроизведении всех этапов работы BBD-чипов. Есть возможность даже по-разному комбинировать их и добавлять повторам эффект хоруса. Для удобства есть отдельный потенциометр для настройки уровня деградации сигнала. То есть, музыкант сам решает, насколько лоуфайным и тёплым будет звук его инструмента.

Ещё один существенный плюс BRIG — это возможность использования дилея в режиме стерео, с помощью которого можно добавить «воздуха», например, клавишным партиям.

Теплота аналога и возможности цифры

BBD-чипы, которые используются в классических эффектах, продолжают оставаться востребованными в гитарном мире благодаря своему узнаваемому звучанию. Современные цифровые технологии, такие как dBucket, позволяют достичь высокой степени аутентичности в воспроизведении звука BBD-педалей. При этом их отличает функционал и удобство, недоступное производителям классических аналоговых девайсов. Так современные гитарные эффекты становятся более мощными и универсальными, открывая новые горизонты для звуковых экспериментов и творчества.


Все эффекты дилей, хорус, вибрато, фейзер и фленджер смотрите на нашем сайте -> тут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *