Полная история Big Muff. Часть 1: ранний американский период.

История Big Muff начинается в начале шестидесятых с Майка Мэтьюса, студента, изучавшего электротехнику в Корнельском университете в Нью-Йорке. В то время Мэтьюс также был сессионным клавишником, игравшим, и подрабатывал музыкальным промоутером. Он работал с группами, которые часто посещали Нью-Йорк, такими как Byrds, Isley Brothers, Lovin’ Spoonful, The Mamas and the Papas, The Rascals и Чаком Берри. Мэтьюс считался хорошим клавишником, и он утверждает, что группа Isley Brothers предлагала ему бросить учёбу и присоединиться к ним, но Майк предпочел получить образование. Одним из артистов, которых Мэтьюс продвигал в то время, был Джимми Джеймс, начинающий гитарист группы Curtis Knight and the Squires. Он подружился с Джимми, который позже сменил имя на Джими Хендрикс. Мэтьюс рассказывал, что в то время Джими хотел создать с ним группу. Некоторые источники утверждают, что Мэтьюс сам повлиял на решение Хендрикса покинуть группу Squires и начать петь, и слова самого Мэтьюса указывают на это, но также справедливо будет сказать, что на выбор направления бизнеса Мэтьюса повлиял звук гитары Хендрикса и другие звуки гитарных фуззов, которые в то время становились всё более популярными в рок-н-ролле. Мэтьюс окончил Корнелл с пятилетним дипломом в 1965 году, в тот год, когда Кит Ричардс подключил свою гитару к педали Gibson Maestro Fuzz-Tone и записал хит Rolling Stones №1 — (I Can’t Get No) Satisfaction. Мэтьюс получил работу в компании IBM в сфере продаж. Он хотел бы играть на клавишных в группе, поскольку рок-н-ролл был его любовью, но он был женат на женщине, которая считала, что финансовая безопасность стабильной работы важнее. Мэтьюс начал думать о других способах заработать деньги на стороне, чтобы иметь возможность заниматься своим увлечением.

В то время гитарные педали фузз были горячим товаром, и рынок фуззов быстро рос! Первые звуки педали фузз в рок-н-ролле появились в США в 1962 году в песне Ventures 2000 Pound Bee, в которой использовалась самодельная педаль Red Rhodes Fuzz Box, а Gibson вскоре после этого, в том же 1962 году, первым вышел на рынок с серийной педалью Maestro Fuzz-Tone (FZ-1). Только в 1964 году Дэйв Дэвис из группы Kinks популяризировал фузз в Великобритании с песней You Really Got Me. В 1965 году Гэри Хёрст переработал Maestro Fuzz-Tone в педаль Tone Bender, и в том же году она была использована на альбоме Rubber Soul группы Beatles. Tone Bender выпускалась компанией Sola Sound в Лондоне, и это послужило толчком к выходу Великобритании на рынок педалей фузза. Позже Sola выпустили версию Mark II для Vox и еще одну версию для Marshall под названием Supa Fuzz. В Америке гитарная компания Mosrite выпустила на рынок в 1966 году педаль FUZZ-rite, разработанную Эдом Саннером. Mosrite также перевыпустили ту же педаль для Guild в 1967 году под названием Foxey Lady. Также в 1966 году компания Vox сделала свою собственную версию Tone Bender в Италии, а Arbiter Electronics Ltd. в Великобритании скопировала схему Tone Bender для своей педали Fuzz Face. Джими Хендрикс был символом этой педали, что сделало её очень популярной. Другими известными любителями педалей фузз были Эрик Клэптон, Джефф Бек, Пит Таунсенд и Джимми Пейдж.

Используя свои навыки инженера-электронщика, Майк Мэтьюс работал над несколькими уникальными, но неудачными изобретениями на стороне во время работы в IBM. Его прорыв произошёл тогда, когда он получил контракт на производство двухтранзисторной педали фузз для Guild под названием Foxey Lady. Компания Guild, расположенная в то время в Род-Айленде, была в основном крупным производителем гитар, но под ее маркой выпускались и другие сопутствующие товары. Это была идея основателя Guild Альфреда Дронжа назвать свою педаль фузза Foxey Lady, используя популярность звучания Джими Хендрикса, который стал суперзвездой после выхода альбома Are You Experienced в 1967 году. Прежде, как уже было упомянуто педали Foxey Lady для Guild производила другая гитарная компания — Mosrite. Эта версия Foxey Lady была фактически той же педалью фузза, что и собственная педаль FUZZ-rite от Mosrite, со схемой на германиевых транзисторах, разработанной Эдом Саннером. Она была просто перемаркирована и помещена в другой корпус для Guild. Mosrite производили их в небольшом количестве, пока не обанкротилась, а затем на выставке NAMM Show около 1967 года Guild заключили контракт с Майком Мэтьюсом, чтобы он взял производство на себя.

Для производства педалей Foxey Lady Мэтьюс сотрудничал с Уильямом (Биллом) Берко. Берко уже делал педали фузза по одной в своей мастерской по ремонту аудиоусилителей на 48-й улице под названием ABCO Sound. Эта новая Foxey Lady была, по сути, схемой FUZZ-rite, разработанной Эдом Саннером, с несколькими изменениями, сделанными Берко. Вскоре Мэтьюс понял, что Берко не справляется с работой, поэтому он отправился в одиночку на поиски другого производителя. Заработав $1000 собственных денег, он заключил контракт с Aul Instruments в Лонг-Айленде на изготовление педалей. Эта чрезвычайно редкая версия Foxey Lady была помещена в простой серый корпус из листового металла с двумя ручками управления. Такая педаль была даже у Джими Хендрикса. Каждую неделю Мэтьюс доставлял несколько сотен таких педалей в Guild и получал за это деньги.

Клоны тех самых FUZZ-rite и Foxey Lady и сейчас можно встретить на витринах магазинах, причём собранных на более качественной элементной базе. В качестве примера можно привести Catalinbread Fuzzrite или Mojo Hand FX One Ton Bee Fuzz.

Guild имели неплохой успех в распространении педали, и в октябре 1968 года Мэтьюс основал свою собственную нью-йоркскую компанию Electro-Harmonix (E-H) и начал самостоятельно производить педали Foxey Lady. В новой версии двухручечной схемы FUZZ-rite использовались кремниевые транзисторы, а не германиевые, и было добавлено несколько дополнительных деталей для смещения транзисторов. Технически это была третья версия Foxey Lady, и она была помещена в более тонкий металлический корпус с более стильным шрифтом Foxey Lady. Позже E-H также выпустили педаль под названием Axis Fuzztone — один из первых продуктов под маркой Electro-Harmonix. Это была точно такая же схема и корпус, как у Foxey Lady, только с другой графикой и ручками. Размеры корпуса были такими же, как и у того, который позже стал первым Big Muff Pi. Интересно, что некоторые ранние поинт-ту-поинт версии педали E-H Axis могли использовать схему Muff Fuzz с дополнительным регулятором тембра как у Big Muff.

Название Axis было вдохновлено Джими Хендриксом, взято из названия его альбома 1967 года Axis:Bold As Love. Хендрикс действительно использовал в то время педаль, которая позже будет называться Axis, но это была заказная педаль, разработанная и сделанная его гитарным техником Роджером Майером, а не педаль E-H. Педали Axis/Foxey Lady, сделанные E-H, очень редки, говорят, что было сделано менее 3000 штук обеих версий, причём Axis была более редкой из них. Они поставлялись в белой коробке из гофрированного картона.

В 1968 году коллеги по IBM познакомили Майка Мэтьюса с изобретателем из Bell Labs Робертом (Бобом) Майером (не путать с Роджером Майером, другим разработчиком педалей эффектов того времени). Майер проработал в Bell Labs 12 лет, в основном работая над транзисторными схемами для военных применений. До встречи с Мэтьюсом он занимался консалтингом и разработкой на стороне и создал схемы для нескольких других компаний. Вдвоём они начали работу над новой схемой, которая должна была конкурировать с другими популярными гитарными фуззами середины и конца шестидесятых. Педаль, которая изначально должна была быть «сустейнером без искажений», должна была быть выпущена под лейблом Electro-Harmonix.

Майер создал прототип педали, но перед ней пришлось добавить еще один каскад предварительного усилителя, поскольку он переоценил выходное напряжение гитары. Майер не был музыкантом. Мэтьюс был, но его инструментом были клавишные. Чтобы протестировать педаль, Мэтьюс подключал гитару к усилителю и просто перебирал струны гитары. Сустейнер, который впоследствии стал компрессором EHXH Black Finger, был создан по стандартам Bell Labs, был очень сложным и дорогим. Он всё ещё нуждался в доработке, но Майку нравился небольшой предварительный усилитель громкости, который создал Майер, и как он заставлял усилитель перегружать. Он хотел сделать из этого отдельную педаль и заплатил Майеру 500 долларов наличными за конструкцию. Майер говорил, что он просто «собрал» усилитель, который стал простым, однотранзисторным LPB-1 (Linear Power Booster). Несмотря на то, что подобные схемы усилителей существовали и ранее, эта педаль считается одной из первых педалей «грелки» для гитарных усилителей, сделанных в США. Мэтьюс продавал этот первый продукт под маркой Electro-Harmonix по почте в 1968 году и вскоре уволился из IBM, чтобы сосредоточиться исключительно на своей собственной компании. LPB-1 открыл эру овердрайва с помощью бустера, дав производителям идею добавить несколько каскадов усиления в свои усилители. Хартли Пиви, владелец компании Peavey Electonics Corp., был одним из первых производителей, включивших это в один из своих усилителей. Мэтьюс получил прибыль от LPB-1 и реинвестировал ее обратно в компанию, заплатив Майеру за дальнейшую работу над дизайном. Теперь Майер понимал, что Мэтьюсу нужны были только простые схемы, которые можно было сделать недорого, а не более сложные и дорогие схемы, которые он привык создавать по стандартам Bell Labs.

Продажа LPB-1 по почте по полной цене ($14,95) компанией E-H не принесла больших доходов, но помогла оплатить расходы на рекламу, которая распространила имя Electro-Harmonix и создала спрос на педали. E-H  продавали педали в розничные магазины/дилерам по сниженным ценам, так что они всё ещё могли получить свою маржу, и именно там была продана основная масса педалей. В начале 1969 года последовало множество других продуктов E-H, разработанных Майером, каждый из которых помещался в тот же корпус LPB-1. Одним из них был Muff Fuzz, аналоговая двухтранзисторная педаль фузза. Мэтьюс назвал ее «мохнаткой», потому что, по его словам, она имела » забавный, мягкий, приглушённый звук».

Вслед за LPB-1 Мэтьюс хотел сделать трёхручечный дисторшн в более крупном корпусе, с большим запасом сустейна. Боба Майера снова попросили поработать над этой новой конструкцией. Он собрал четырехкаскадную схему на кремниевых транзисторах, значительно отличающуюся от Muff Fuzz или любой другой схемы фузза, существовавшей в то время, и имеющую совершенно другое звучание. По сути это было два каскадированных оверддрайва с диодным ограничением. Она имела певучий звук искажений фузза с намёком на октавное жужжание на заднем плане, с более стабильным сустейном, чем у большинства фуззов того времени, не рассыпающимся на хвостах. Регулятор тембра также был уникальным. Сигнал разделялся на высокочастотный и низкочастотный фильтры, которые затем смешивались с помощью потенциометра. На одном конце поворота потенциометра был в основном низкочастотный сигнал, а на другом — высокочастотный. В результате смешивания терялась часть полосы пропускания и усиления, создавая фирменный провал в среднем диапазоне, или среднечастотный скуп, которыми так известен Big Muff. Выходной каскад затем восстанавливал усиление, потерянное в темброблоке. Как отмечалось выше, этот же регулятор тембра использовался в некоторых ранних поинт-ту-поинт версиях педали E-H Axis.

Мэтьюс потратил некоторое время на доработку электроники, пробуя различные значения резисторов и конденсаторов, чтобы добиться идеального звучания этого устройства. И совершенство — это то, чего он добился. Это был первый Big Muff Pi. Если сравнивать со всеми последующими версиями, многие считают эти ранние Big Muff лучшими по звучанию из когда-либо созданных. Однако это утверждение немного обманчиво, поскольку значения компонентов, выбранных для схемы, постоянно менялись на протяжении многих лет, создавая не один звук Big Muff Pi, а несколько вариантов.

По словам Майера, Big Muff был разработан после анализа дисторшн-устройств, используемых в то время. Это один из способов получить сустейн с приемлемыми искажениями, используя диоды в качестве мягкого ограничения. В то время он и подумать не мог, что педаль станет такой популярной. Она была разработана не по стандартам Bell Labs, но тогда он знал, чего хотел Майк. Низкая стоимость и простота производства. В то время у компании Fairchild была линейка недорогих транзисторов 2N5133, которые он использовал в Bell Labs. Однако он считает, что значения других компонентов оказали гораздо большее влияние на звук. Big Muff генерирует гармоники входного сигнала, которые фильтруются схемой и создают этот уникальный узнаваемый звук.

Когда Майк получил прототип от Боба, ему понравилась длительная продолжительность сустейна. Это было сделано путем каскадирования схемы из дополнительных секций, каждая из которых клиппировалась парой диодов. Однако, при использовании диодного ограничения, звук может быть немного резать ухо, поэтому он потратил несколько дней, меняя конденсаторы, чтобы уменьшить искажения на высоких частотах и, в конце концов, обнаружил, что лучший длительный устойчивый тон, который был «сладким скрипичным звуком», достигается за счет трёх конденсаторов в разных частях схемы, уменьшающих резкость. E-H приступили к производству в 1969 году, и самые первые педали Майк принёс Генри, боссу музыкального магазина Manny’s Music Store на 48-й улице в Нью-Йорке. Примерно через неделю он зашел к Manny’s, чтобы купить несколько шнуров, и Генри крикнул ему: «Эй, Майк! Я продал один из этих новых Big Muff Джими Хендриксу».

Поскольку эта педаль была в более крупном корпусе и имела более жирное звучание, чем Muff Fuzz, Мэтьюс просто добавил к названию слово «Big». Это был номер модели EH-3003, обозначение схемы, которое сохранилось во многих версиях. Эта первая версия Big Muff была выпущена в начале 1969 года и сейчас хорошо известна как «треугольный» Big Muff, прозванная так за расположение ручек. Electro-Harmonix продавали около 3000 штук в месяц, и эта модель стала их бестселлером. Предположительно, Big Muff также продавался в менее дорогой версии набора, который можно было собрать самостоятельно.

Карлос Сантана купил один в феврале 1971 года, а Джон Леннон приобрёл свой в августе 1971 года в Нью-Йорке. Стив Хау из Yes записывался с ним в 1971 году. В том же 1971, Роберт Фрипп из King Crimson также использовал его (в корпусе Foxey Lady). Одна из самых ранних задокументированных студийных записей с использованием треугольного Big Muff была сделана гитаристом Тони Пелусо, который записал шикарное соло для хита Goodbye to Love дуэта Carpenters в 1972 году с на Gibson через Big Muff, прямо в линию, без усилителя. Очень роковое соло для того времени и очень тяжелое для Carpenters. Использование Big Muff в этой песне привело к появлению жанра рок-баллады. В 1973 году фанк/соул музыкальная сцена была взорвана знаменитым соло Эрни Айзли из хита Isley Brothers — (Who’s) That Lady. Оно было записано на страте напрямую в микшерный пульт, на Roger Mayer Octavia и Big Muff первой версии.

Под названием модели был изображён математический символ π, который присутствует на каждом Big Muff с момента выпуска. Майк Мэтьюс всегда любил применять хулиганские и непристойные сленговые выражения к своей продукции. «Muff Pie» звучит на американском сленге очень непристойно, поэтому E-H обошлись намёком «мохнатая пи…». У Майка нашлись и последователи, и среди современных клонов Big Muff можно встретить подобные непристойные намёки, как Swollen Pickle от Way Huge (набухший огурчик) или ещё более грубые.

На самом деле, существует с десяток различных модификаций треугольного Big Muff, так как производитель постоянно экспериментировал с номиналами деталей, пытаясь усовершенствовать звучание. В 1973 году вышла версия в похожем корпусе, но более крупном корпусе с расположением регуляторов в линию. Эти педали E-H Big Muff получили прозвище Ram’s Head, из за изображения бараньей головы в правом нижнем углу (на самом деле производитель хотел изобразить голову Горгоны Медузы). Как и в случае с первым поколением, существует множество разных версий Ram’s Head. Чтобы понять разницу звучания между треугольной версией и бараньей послушайте гитару Дэвида Гилмора на альбомах The Dark Side of the Moon и Animals группы Pink FLoyd.

Если треугольник звучит более гладко и певуче, то баранья голова более агрессивна, с большим запасом гейна и ещё более проваленной серединой. При этом стоит учесть, что производилось множество разных модификаций как одной, так и другой версии. И та и другая породила множество клонов, как в семидесятые, так и в наше время. Sola Sound/Colorsound Supa Tone Bender, Jen Jumbo Fuzz, Maxon D&S OD801/Ibanez Overdrive OD850, Hohner Tri Dirty Booster – всё это в той или иной мере модифицированные клоны Electro-Harmonix Big Muff тех лет. Параллельно и первому и второму поколению Майк производил педали для Guild как Foxey Lady. Только это уже были не клоны FUZZ-Rite перемаркированные Big Muff, то есть трёхручечные версии. Также выполнялись OEM-заказы и для других производителей.

Среди современных бутиковых клонов треугольного Big Muff стоит отметить RYRA The Tri-Pi Muff, Stomp Under The Foot Tri-Muff 1972 V6, Skreddy Pedals 1971, Dr.No KaFuzz, Wren and Cuff Tri-Pie ’70? Vick Audio V-1. Баранья голова же одна из самых клонируемых версий Big Muff, наряду с ещё одной гораздо более поздней, о которой будет рассказано по ходу повествования. Skreddy Pedals BC239, Wren and Cuff Small Foot Caprid, Cornish P-1. Также в магазинах можно встретить множество модифицированных версий бараньей головы: Stomp Under Foot Violet Menace, Vick Audio 73 Ram’s Head, JHS ’73 Ram’s Head, Wilson Effects Dirty Beaver.

В 1977 году Electro-Harmonix Big Muff приобрёл тот самый узнаваемый красно-чёрный дизайн, с которым он чаще всего ассоциируется. Также, как и с предыдущими версиями, производилась масса модификаций. Самые первые – это редизайн той же самой бараньей головы. Позже появился разъём для подключения внешнего источника питания (предыдущие версии питались от батарейки типа Крона). Продолжались и эксперименты с элементной базой. К 1978 году дела компании Electro-Harmonix шли очень хорошо по всему миру, включая несколько стран Восточного Блока. Помимо нью-йоркского офиса, компания имела офисы в Токио, Лондоне и Торонто. Завод площадью 50 000 квадратных футов на Манхэттене приносил пять миллионов долларов в год. Майк участвовал во многих выставках и даже посетил СССР. В 1979 году Московская Выставка Потребительских Товаров и Моды пригласила две западные компании принять участие в десятидневной выставке, одной из которых была E-H. Это был первый случай, когда западным компаниям разрешили посетить российскую выставку. E-H приняли участие, и Мэтьюс даже привез с собой рок-группу, состоящую из него самого на клавишных и нескольких других музыкантов/работников фабрики на Манхэттене. Судя по всему, группа пользовалась большим успехом на этих концертах. Эти отношения с Россией принесут свои плоды позже в карьере Мэтьюса.

В 1978 году традиционная четырехтранзисторная схема Big Muff была радикально изменена в это время на новую схему, разработанную Ховардом Дэвисом, в которой использовались микросхемы операционных усилителей и на один ограничительный каскад меньше, в попытке снизить производственные затраты. В 1979 изменился функционал ползункового переключатель на панели коммутации, прежде включающего/отключающего питание. Теперь он позволял пускать сигнал в обход ручки тембра. Эта версия была ещё более хайгейновой, чем предыдущие транзисторные. Одновременно с ней производилась модель Little Big Muff в корпусе более компактного размера, всего с одной ручкой громкости, Регулировки Сустейн не было, она был фиксированными, а регулятор тембра заменил переключатель, тот самый, ползунковый. Стоит заметить, что Little Big Muff производились и ранее, ещё в транзисторной версии, года с 1971, а вместо переключателя тембра у неё был выключатель питания, но это очень редкий зверь.

Однако версии на операционных усилителях не имели в то время большого успеха, даже более навороченный Deluxe Big Muff Distorter Compressor, объединяющий в одном корпусе Big Muff и Soul Preacher, большего размера и с неотсоединяемым сетевым шнуром, и Майк возродил производство транзисторной версии, в корпусе новой расцветки и с добавленным переключателем обхода ручки тембра. Тогда же у Майка начались разборки с профсоюзной мафией социалистов, к которым Майк и его работники отказывались присоединяться.

В начале восьмидесятых профсоюз вернулся, и дела пошли ещё хуже. Они устроили пикет у входа на фабрику, пытаясь заставить работников Мэтьюса вступить в профсоюз. Они обвинили его в несправедливом обращении с меньшинствами. Рабочие, не подписавшие контракт с профсоюзом, подвергались преследованиям. Мэтьюс рассказывал, что однажды утром группа из тридцати бывших заключенных и головорезов, нанятых профсоюзом, избивала всех работников, которые пытались выйти на работу. Когда полиция, состоявшая на прикорме у профсоюзов, не предложила никакой помощи, Мэтьюс обратился в СМИ, и его история была показана местным филиалом NBC. К сожалению, к тому времени, когда с приходом Рональда Рейгана на пост президента США профсоюз был вынужден отступить, было уже слишком поздно. Многомесячные преследования и простой фабрики сильно подорвали возможность Мэтьюса оплачивать свои счета, и ему пришлось подать заявление о банкротстве. Через несколько месяцев он выкупил компанию и снова начал производство с помощью капитала, вырученного от продажи большого количества недвижимости на океанском побережье, которой он владел.

Electro-Harmonix вернулась к полноценному производству в 1982 году, и расширили свою линейку продукции, но растущая конкуренция со стороны японских производителей снова помешала E-H. Чипы Bucket Brigade, используемые в популярных дилеях Deluxe Memory Man и Stereo Memory Man, производились для Electro-Harmonix в Японии компанией Panasonic, одним из единственных поставщиков. Когда поставки чипов прекратились, производство Мэтьюса снова остановилось. Он отправился в Японию, чтобы выяснить, почему он не получает свои заказы, и получил заверения, что они будут отправлены. В 1984 году, когда чипы по-прежнему не поступали, Мэтьюсу пришлось во второй раз подать заявление о банкротстве. Поскольку спрос на BB-чипы превышал предложение, Panasonic поставлял чипы японским компаниям, которые заказывали их первыми, а американские, такие как E-H, оставались в пролёте. Однако прошло время, и Electro-Harmonix возродился, и стал ещё более могущественной компанией, чем прежде, но это уже другая история.

Посмотреть еще больше про Muff-педали вы можете в карточках товаров на нашем сайте.

Все товары Electro-Harmonix (EHX)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *