Дисторшн против Овердрайва

На вопрос «Чем овердрайв отличается от дисторшна?» многие без труда ответят: звуком. И будут правы, поскольку наше чувственное восприятие говорит именно об этом. Овердрайв чаще всего мягко искажает звук, а вот дисторшн даёт жёсткий перегруз, от которого из динамиков рвется монструозный рык инопланетного чудовища. Можно долго подбирать словесное описание для звучания каждого из эффектов, но Овердрайв и Дисторшн отличаются не только характером звука. Чтобы раз и навсегда прояснить, в чем разница между этими педалями, а в чем они схожи, давайте столкнём эти два эффекта в звуковом эксперименте и посмотрим на работу каждого бойца с различных ракурсов. Итак, Овердрайв против Дисторшна!

Round 1 — fight! Американские горки.

Возьмём цифровой осциллограф и посмотрим, какую работу производит каждая из наших испытуемых педалей с чистым сигналом гитары. Стандартный звук гитары без каких-либо эффектов в общем случае можно упрощенно представить в виде идеальной синусоиды.

Рисунок 1 — Чистый сигнал

И тут вступает в игру наш первый боец Овердрайв. Под его воздействием синусоида будет меняться, и эти метаморфозы будут заметны на осциллографе в виде чуть «съеденных», а и иногда и плавно скошенных вершинок волны. На слух это воспринимается увеличением громкости, а также изменением тембрального окраса звука. Нам кажется, будто звук стал чётче и ярче, у него появился приятный напор и легкий гул на низких частотах. Поскольку педали Овердрайва не дают сильных искажений звуковой волны, мы не услышим резких и кардинальных изменений, если только не выкрутить на максимум ручку гейна на педали.

Рисунок 2 — Сигнал, пропущенный через педаль Овердрайва

А что же наш второй боец Дисторшн? В его случае картинка на экране осциллографа будет похожей, но все же с некоторыми отличиями. Пики синусоиды будут в этом случае подрубаться гораздо жёстче или как говорят профессионалы «с более жёстким коленом». Это значит, что срез вершинок волны в случае обработки Дисторшном будет резким как по наклону, так и по амплитуде.

Рисунок 3 — Сигнал, пропущенный через Дисторшн

Эти «американские горки» появляются из-за гармонического насыщения сигнала. И у каждой из наших педалей это насыщение имеет уникальный характер. Именно по составу гармоник и их амплитуде мы различаем на слух Овердрайв и Дисторшн. Теперь самое время подробнее рассмотреть гармонические искажения Овердрайва и Дисторшна.

Round 2 — fight! Гармоники в действии.

И все же дело не только в том, насколько наши педали «откусывают» вершинки чистого сигнала. Если бы искажения ограничивались одним только «откусыванием», мы бы не услышали отчетливых изменений в звуке. И здесь самое время поговорить о насыщении сигнала обертонами, или гармониками второго и третьего порядка. Чтобы лучше проникнуть в суть понятия «гармоника», рассмотрим частотный спектр исходного сигнала гитары.

Рисунок 4 — Спектр ноты ми второй октавы на чистом звуке

На спектрограмме изображена нота ми второй октавы — так звучит первая струна гитары в стандартном строе. Мы видим единственный пик, а это значит, что звук чистый и не имеет искажений. Но так спектр будет выглядеть только до тех пор, пока мы не топнем по кнопке на педали Овердрайва (по традиции он выступает первым).

Рисунок 5 — Спектр ноты ми второй октавы после включения педали Овердрайв

Мы видим, что на высоких частотах появилась гребёнка пиков. Эта гребёнка и являет собой гармоники (еще их называют обертонами). Гармоники (дополнительные пики) — это сигнал высокой частоты, кратной частоте исходного сигнала в 2, 3, 4 и более раз. Именно благодаря этим обертонам мы слышим разницу в тембре звука, когда включаем и выключаем Овердрайв.

Сменим педаль на Дисторшн и снова посмотрим на полученный спектр.

Рисунок 6 — Нота ми второй октавы после включения педали Дисторшн

Теперь мы видим гармоники той же самой ноты ми второй октавы, но картинка несколько другая. В чем же разница? При внимательном рассмотрении можно заметить, что в обоих случаях набор гармоник несколько разный. Именно этим и отличается Овердрайв от Дисторшна чисто технически: у каждого из этих ребят свой уникальный набор гармонических искажений. Поэтому педаль от Yerasov “Scorpion Distortion” (великолепный образчик Дисторшна) не будет звучать также, как и педаль NUX “NOD-2 Tube Man Overdrive” (не менее замечательная ипостась Овердрайва).

Round 3 — fight! Динамический диапазон.

В этом поединке наших педалей мы увидим принципиальную разницу между ними, которая вытекает из выводов, полученных в двух предыдущих раундах. Многие гитаристы слышали, что Овердрайв более всего подходит блюзменам, а для жёсткого металлического запила нужен пресловутый Metal Zone. В большинстве случаев это правда, и дело тут не только в тембральном окрасе.

Но, прежде чем включить одну из педалей и проверить наши предположения, давайте посмотрим на внешний вид чистого сигнала гитары.

Рисунок 7 — Чистый сигнал гитары (широкий динамический диапазон)

Рисунок 7 живо иллюстрирует природу неискаженного сигнала: мы видим места как с низкой амплитудой сигнала, так и с высокой, а значит у этого кусочка гитарной партии широкий динамический диапазон. Под динамическим диапазоном в данном случае мы будем понимать разницу в амплитуде между самым тихим пиком и самым громким на данном временном промежутке (не путать с понятием динамического диапазона в электротехнике).

С чистым сигналом разобрались, а значит самое время ударить по кнопке и включить в нашу гитарную цепочку педаль Овердрайва. Пропустим через него тот же самый сигнал (Рисунок 7) и посмотрим, что получилось:

Рисунок 8 — Сигнал гитары, пропущенный через Овердрайв (средний по ширине динамический диапазон)

Электронная схема Овредрайва сделала свою работу: динамический диапазон стал более узким, чем на чистом звуке и не осталось ни одного пика, который бы торчал из стройного ряда волновой формы. Однако тут все же есть место как тихим звукам, так и громким. Как эту особенность Овердрайва применить на практике? Посмотрим на звукоизвлечение музыкантов, играющих блюз и ничего кроме блюза. Эти ребята любят работать со звуком в реальном времени. Вы наверняка слышали блюзовые партии, когда несколько тихих нот могут смениться двумя резкими и громкими аккордами. Но звук будет отличаться не только по громкости, но и по тембральному окрасу. Иначе говоря, на звук Овердрайва влияет сила удара по струне или, как скажет наш друг звукорежиссер, амплитуда входного сигнала. Эта особенность Овердрайва даёт музыканту возможность разнообразить звучание не прикасаясь к ручкам громкости или тона на корпусе гитары.

Совсем другое дело Дисторшн. Мы помним из первого раунда о том, что Дисторшн сильнее Овердрайва подрубает пики. Это происходит из-за того, что гармоники Дисторшна имеют более высокую амплитуду. При сложении исходного сигнала гитары с сигналом гармоник мы и получаем ту самую искаженную звуковую волну с жестко подрубленной вершиной. Вот как она выглядит:

Рисунок 9 — Сигнал гитары, пропущенный через Дисторшн (узкий динамический диапазон)

Это усечение волны очень похоже на результат операции, которую производит со звуком компрессор: каждый громкий пик, который по амплитуде совпадает с порогом срабатывания компрессора, тотчас подрубается. Именно потому педаль Дисторшна при сильном перегрузе всё ярче начинает проявлять свойства компрессора. На практике это значит, что сила удара по струне не будет кардинально влиять на уровень выходного сигнала. Звук всегда будет достаточно громким и перегруженным независимо от того, насколько сильно вы бьете по струне.

Подытожив Раунд 3, мы можем чётко разграничить Овердрайв и Дисторшн по признаку широты динамического диапазона. Овердрайв чаще всего имеет умеренный динамический диапазон и тонко реагирует на амплитуду входного сигнала, а потому его удобно применять в блюзе, рок-музыке и поп-композициях. Гитарист всегда может подчеркнуть некую музыкальную фразу всего лишь увеличив атаку звукоизвлечения. Дисторшн, напротив — имеет более узкий динамический диапазон, а потому лучше всего проявляет себя в тяжелых стилях, где требуется неизменная громкость и плотность звучания гитары на протяжении всего трека.

Round 4 — fight! На вкус и цвет все усилители разные.

Теперь поговорим о том, при помощи какой из наших двух педалей мы можем достичь мощного хрустящего перегруза. Многие музыканты знают, что некоторые усилители (как «головы», так и комбики) лучше использовать с «грелкой» — педалью Овердрайва и ли Дисторшна, чтобы получить чёткий и разборчивый звук. В качестве грелки одни применяют Овердрайв, а другие предпочитают Дисторшн. Но которую из этих двух педалей выбрать с конкретным усилителем, который у вас под рукой?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на усилитель, через который мы будем пропускать звук. Устройство современных усилков весьма разнообразное, но нас в данном случае интересует наличие «чистого» и «грязного» каналов. Некоторые усилители имеют оба этих канала, некоторые — только чистый. Начнём с последних.

«Чистый» канал. Чтобы заставить усилитель с чистым каналом рычать и делать всеми любимое «дж-дж», нужно основательно перегрузить его входной каскад, то есть на вход усилителя нам нужно подать сигнал, который уже насыщен гармониками. Сделать это можно как с помощью Дисторшна, так и при помощи Овердрайва. Однако в силу того, что эти два эффекта обладают разными алгоритмами искажения, а главное разной плотностью насыщения гармониками, лучше всего на чистом канале покажет себя педаль Дисторшна. В итоге мы получим искаженный, но при этом плотный и сосредоточенный звук, который хорошо прозвучит в миксе с другими инструментами. Это не значит, что на чистый канал нельзя подавать перегруженный Овердрайвом сигнал. Все дело в том, что Овердрайв недостаточно перегружает вход усилителя для достижения плотного жужжащего звука. Однако Овердрайв можно использовать с чистым каналом усилка для сольных партий в неплотном миксе или где угодно в более лёгких стилях. Все зависит от ваших вкусовых предпочтений и задачи, которую вы перед собой ставите.

«Грязный» канал. Как мы сказали выше, у некоторых усилителей уже есть встроенный перегруз, который зачастую называют «грязным» каналом. Возникает закономерный вопрос: а зачем нам вообще эти ваши Овердрайвы с Дисторшнами? Все дело в характере встроенного в усилитель перегруза. Профессиональные музыканты предпочитают использовать ламповые аппараты, которые дают приятное на слух насыщение сигнала, но когда дело доходит до перегруза, становится ясно: одними ламповыми искажениями тут не обойтись. Конечно, усилитель даёт нам хороший приятный перегруз, но в миксе он может звучать мутно и чересчур басовито. Такая проблема легко решается дополнительными искажениями сигнала при помощи Овердрайва или Дисторшна. Первый лучше всего использовать, когда «грязный» канал усилителя итак обладает мощным перегрузом. Овердрайв поможет обуздать этот грубый жужжащий или хрустящий звук, насытив его нижнюю середину гармониками. В итоге мы получим плотный и хорошо лежащий в миксе перегруз. Чуть иначе будет звучать Дисторшн в тандеме с «грязным» каналом усилителя. Если на вход усилителя с «грязным» каналом подать искаженный Дисторшном сигнал, то звук будет перенасыщен гармониками и мы получим замыленный и неразборчивый рокот гитары. Все, что нам нужно в этом случае для достижения плотного и приятного перегруза — это отрегулировать уровень искажений на педали Дисторшна а также на панели управления усилителя. Сбалансировав эти два перегруза, мы получим плотный мясной звук, который будет хорош как для сольных партий, так и для ритм-гитар.

 

Выводы.

Теперь мы можем составить таблицу сравнительных характеристик наших бойцов.

Признаки отличия Дисторшн Овердрайв
1.       Плотность гармоник Высокая плотность Умеренная плотность
2.       Динамический диапазон Узкий. Позволяет поддерживать громкость на постоянном уровне. Средний. Позволяет управлять динамикой звука в реальном времени.
3.       Взаимодействие с усилителями Хорошо проявляет себя с «чистым» каналом. Хорошо проявляет себя как с «чистым», так и с «грязным» каналами.
4.       Характер звучания Мощный, напористый, хрустящий перегруз. Вариация звучания от лёгких искажений до среднего перегруза.
5.       Область применения Тяжёлые стили: рок, метал, экстремальный метал Поп, поп-рок, метал,  блюз, джаз, кантри, хип-хоп.

Окинув взглядом поединок Овердрайва и Дисторшна, мы можем утверждать, что в общем случае и тот и другой эффект насыщают исходный сигнал гармониками. Вероятно, из этого общеизвестного факта и вырос вопрос «Чем отличается дисторшн от овердрайва?» Теперь мы понимаем, что обе педали насыщают звук гармониками, но делают это при помощи разных алгоритмов. Отсюда кардинальная разница как в звучании, так и в применении обеих педалей. Однако это не значит, что в вашем педалборде может находиться только один из этих эффектов. Поскольку и дисторшн и овердрайв звучат по-разному, отличным решением станет наличие обеих педалей, особенно для тех музыкантов, которые играют в нескольких коллективах или работают в кавер-бэнде. А может быть, вы просто хотите всегда иметь разноплановый звук, чтобы сделать ваши партии уместными в любом миксе.


Чтобы изучить побольше вариантов педалей Овердрайва и Дисторшна посмотрите их на нашем сайте:

Все Овердрайвы -> https://dmtrpedals.ru/product-category/pedali-effektov/attribute-tip-overdrive/
Все Дисторшны -> https://dmtrpedals.ru/product-category/pedali-effektov/attribute-tip-distortion/

2 comments

  1. Спасибо за прекрасный материал! Очень полезная информация!!!

    1. DMTR Pedal Shop

      Стараемся ;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *