Собираем педалборд для звука 80х

Музыка 1980-х годов стала важной вехой в истории и культуре. Этот десятилетний отрезок породил целую волну звучаний, от синтпопа до хард-рока, и стал золотым веком для экспериментов с электроникой и эффектами. Так какое оборудование поможет воссоздать фирменное звучание 80-х?

В 80-е технологии развивались так быстро, что новые стили музыки появлялись буквально на глазах. Это связано с распространением синтезаторов, которые расширяли творческие границы и помогали достигать необычных результатов. Кроме того, гитаристы, басисты, клавишники — все активно экспериментировали с педалями эффектов, добиваясь нового звучания своих инструментов. Перегрузы, фейзеры и ревербераторы использовались повсеместно, придавая музыке объем и эмоциональность. Также многие обращались к педалям хоруса и дилея, добавляя своим партиям глубины и создавая интересные текстуры.

«Созвучно» эпохе

В гитарном мире 80-х царствовали гитары с активными звукоснимателями, такими как EMG 81/85, дававшими насыщенный и пробивной сигнал. Гибсоновские лес полы и стратокастеры Лео Фендера продолжали пользоваться заслуженным спросом, но эпоху всё же определили не они, а суперстраты Jackson, Charvel, Ibanez. Именно эти гитары доминировали в хэви-метале, который становился всё популярнее в 80-ые.

Очевидно, что для исполнения такой музыки нужен яркий и мощный перегруз. Для многих гитаристов, увлечённых новым саундом, им стал MXR Distortion +. Он обеспечивал насыщенное, пробивное искажение, которое можно услышать в рок-композициях, ставших культовыми. Это было созвучно эпохе. Современные металлисты чаще используют MXR Fullbore Metal, в котором есть встроенный нойз-гейт. Это по-настоящему агрессивный и пробивной перегруз, как раз такой, какой нужен в этом жанре. Другим примером ультра-мощного дисторшна с жёсткой атакой является Yerasov 7000 Volt.

Среди перегрузов, точно передающих атмосферу 80-х, хочется выделить D-Sound Rat, основанный на схеме легендарной ProCo Rat. Также советуем обратить внимание на Keeley Filaments – педаль с гибкой эквализацией и плотной «серединой», которую так любили подчёркивать гитаристы той эпохи.

Синхронно с хэви-металом в 80-ые на передний план вышел глэм-рок, в котором тоже важную роль играли перегрузы. Правда, для такой музыки обычно подбирали не дисты, а менее «злые» эффекты — овердрайвы или фуззы. Также одним из самых распространённых эффектов в этом жанре был хорус, который добавлял лёгкую модуляцию к сигналу гитары, что делало звук более богатым и гармоничным, добавляя ощущение «плавающего» звучания. Так хорусы преобразуют простую мелодию в нечто более сложное и многоуровневое, что является важной составляющей для стилистики глэм-рока.

В гитарном мире особой популярностью сейчас пользуется NUX Mini Super Chorus – компактная, но весьма выразительная педаль, передающая ту самую тёплую, «плывущую» модуляцию, характерную для звука 80-х. Среди других хорусов Joyo Classic Chorus и Caroline Somersault. Если первый, как следует из названия, даёт классический эффект, то Somersault — это нестандартный вариант хоруса, который, помимо мягкой модуляции, даёт возможность добавить нестабильности в звучание. Как будто сигнал проходит через слегка «устаревшую» кассетную плёнку. Возможно, в глэм-роке такой эффект не будет актуален, но вот для нью-вейва и постпанка это почти идеальный вариант.

Для придания «эпичности» своим соло гитаристы той эпохи стали активнее использовать дилеи. Пока одни довольствовались простым эхом, другие формировали из повторов и чистого звука сложные многослойные ритмические текстуры. Сейчас музыкантам предлагают очень внушительный ассортимент педалей задержки, а функционал таких девайсов, как Strymon DIG V2, просто поражает воображение. Но есть и более доступные устройства, так же удивляющие своим функционалом. Это, например, многогранный EHX Canyon, тёплый Benson Delay и универсальный Joyo D-Seed II. Хотя примеров можно привести множество.

Басовый саунд

Басисты того времени часто выбирали Yamaha BB, Music Man StingRay или Fender Jazz Bass, полагаясь на глубокий, плотный звук с выразительным верхом, идеально вписывающийся и в многотонный хэви-метал-микс, и в густую электронную аранжировку. Также становилось всё более популярным применение пятиструнных басов, например, Carvin и Yamaha.

Так музыканты стремились расширить диапазон своих инструментов, чтобы использовать новые звуковые возможности. Сейчас басисту нет необходимости отказываться от любимой «четырёхструнки», чтобы сделать саунд инструмента ниже. Для этого существует множество очень интересных и функциональных педалей.

Советуем обратить внимание на EHX Nano POG, октавер, позволяющий басистам добавить синтовых низов или, наоборот, превратить бас во что-то похожее на риффовую гитару. Другой мощный октавер TC Electronic Sub’n’Up позволяет и расширить диапазон баса, и добавить саунду «синтезаторную» окраску в духе электроники тех лет.

Из перегрузов наибольшим спросом в 80-х пользовались дисторшны, придающие басу агрессивный и насыщенный тембр. Особенно ценились педали со встроенным предусилителем и эквалайзером для более точной настройки. Сейчас во многих перегрузах есть такая возможность.

Любителям мощного, но вместе с тем читаемого звука рекомендуем обратить внимание на EHX Bass Big Muff. Этот перегруз отлично вписывается как в метал, так и в глэм. Другим примером универсального эффекта для бас-гитары может стать Shift Line Buzz V2 – современный, но при этом очень аутентичный перегруз, который даёт плотный и насыщенный басовый саунд. В сочетании с эквалайзером он позволяет легко воссоздать классический звук баса из 80-х.

Кроме того, в 80-х в сетапах известных артистов всё ещё часто можно было увидеть бустеры и фуззы. В частности, басисты обычно использовали требл-бустеры, чтобы выделить верхнюю часть диапазона своего инструмента. В сочетании с фуззами такие педали позволяют сделать партии более «читаемыми», подчеркнуть звучание баса в общем миксе и как бы вывести его на передний план. Так что эти эффекты до сих пор являются «фишкой» глэм-рока.

Советуем начинать поиски саунда 80х с требл-бустером Telesonic Germanium Booster, который отличается винтажным характером. Также незаменимым инструментом в педалборде басиста может стать EHX LPB-3 – аналоговый бустер, способный добавить немного «грязи» и подчеркнуть винтажный окрас звука.

«Живая» электроника

Вместе с хеви-металом и хард-роком в 80-ые активно развивались электронные жанры музыки. Ритмическую структуру там обеспечивали драм-машины, которые в 80-е пережили настоящий расцвет. LinnDrum — эталонный инструмент, использовавшийся в записях Prince, Pet Shop Boys и The Human League. Roland TR-808, сначала не получивший особого признания, в итоге стал культовым благодаря характерному глубокому звуку бочки и резкому, пробивающему микс клэпу.

Сегодня похожие сэмплы можно найти в таких педалях, как NUX Loop Core или Mooer GrooveLoop. В первом случае вы получите удобную педаль лупера с 30 паттернами ударных в размере 4/4 и ещё 10 ритмическими рисунками в размере 3/4. Mooer GrooveLoop – это сочетание лупера и драм-машины. Педаль может работать в трёх режимах: лупер, драм-машина и их совокупность.

В тех случаях, когда нужен необычный инструмент для творчества с интуитивным управлением, идеальным выбором может стать RaingerFX Snare Trap. Это не просто драм-машина, а настоящий генератор агрессивных ритмов, напоминающих по звучанию легендарный TR-808, который формировал звучание хитов 80-х.

Если говорить о синтезаторах, то одним из самых популярных в 80-х стал Yamaha DX7, известный благодаря технологии FM-синтеза, которая подарила миру звуки, ставшие ключевыми особенностями синти-попа и нью-вейва. Также эпоха ассоциируется с синтезаторами Roland Juno-106 и Oberheim OB-Xa. Уникальное звучание этих синтов остаётся актуальным по сей день.

Хорошая новость заключается в том, что сегодня необязательно уметь играть на клавишах, чтобы использовать с своём творчестве тот самый узнаваемый синтезаторный звук 80-х. Сейчас у многих производителей есть педали, которые заставляют гитару или бас звучать, как будто вы играете на синтах.

В обойме Майка Мэтьюза есть EHX Mono Synth. Эта педаль позволяет превратить гитару в полноценный аналоговый синтезатор, приближая её звучание к классическим Yamaha DX7 или Oberheim OB-Xa. Любителям бренда BOSS придётся по вкусу многофункциональный синтезаторный эффект SY-1. С его помощью также можно добиться саунда легендарных аналоговых синтов 80-х без необходимости использовать клавишные.

Эпоха с характером

Звучание 80-х — это сочетание перегруженных гитар, объёмных хорусов, глубоких дилеев и синтетических текстур. Также если вы хотите приблизиться к характерному саунду той эпохи, стоит обратить внимание на дисторшны и фуззы. Басисты того времени активно использовали перегрузы и требл-бустеры. А в мире электроники самую важную роль играли драм-машины и синтезаторы.

Современные технологии позволяют воссоздать эту магию, комбинируя классические педали и цифровые решения. Главное — не бояться экспериментировать, не останавливать поиски своего звучания. Кто знает, возможно, именно ваш саунд определит  одно из течений в музыке нашего десятилетия.


Читать другие статьи

Смотрите все педали эффектов на нашем сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *