1970-е годы стали эпохой расцвета рока и появления прогрессивного звучания. Гитаристы того времени стремились уйти от чистого звука. Они постоянно искали способы сделать свои партии тяжелее, объёмнее и выразительнее. Именно в этом десятилетии сформировались хард-рок, блюз-рок и арт-рок, которые сегодня считаются классикой. Как же воссоздать звук того периода, используя современные инструменты?
Трансформация гитарного звука
Если в 60-е доминировали инструменты с синглами, то в 70-х гитаристы стали массово переходить на хамбакеры. Постепенно Gibson Les Paul, SG и ES-335 приобрели статус визитных карточек тяжёлого рока. Звукосниматели с двумя катушками обеспечивали более плотное и жирное звучание, снижали фоновый шум и делали гитару идеальной для использования с перегрузами.
Один из важнейших компонентов сетапа в стиле 1970-х — ламповый усилитель и кабинет с конфигурацией динамиков 4×12. В те годы большой популярностью пользовались Marshall JCM800 и Fender Twin Reverb. Их ценили не только за яркий звук, но и за возможность получения овердрайва при высоком уровне громкости, что вносило в гитарные партии необходимую плотность и агрессивность.
Сейчас гитаристы могут «пощупать» практически любой усилитель, и не тратить при этом бюджет небольшой страны. Воссоздать звук Marshall JTM45, например, можно с помощью овердрайва/бустера Zvex Box Of Rock. В конструкции «рок-коробки» используется аналоговая схема. Это придаёт ей то самое тёплое звучание, похожее на звук ламповых усилителей.
Если хочется ещё больше приблизиться к ламповому звучанию, обратите внимание на TC Electronic Tube Pilot. Там установлены лампы 12AX7, которые чаще всего используются в усилителях. Когда нужна большая вариативность, подойдёт EHX OD Glove. Одна из ключевых особенностей этой педали —переключатель внутреннего напряжения: 9В и 18В. Так можно менять характер звука от более сжатого и плотного к открытому и пространственному.
Этот бас – просто космос
Звучание бас-гитары в тот период отличалось глубокими ритмическими линиями и мощной гармонией, что сделало её ключевым элементом многих рок-композиций. В 1970-х годах самыми популярными были Fender Precision Bass и Fender Jazz Bass. Эти инструменты часто использовались легендарными The Who и Led Zeppelin.
Чтобы добиться такого же звучания, одни предпочитают мониторить онлайн-комиссионки в поисках потёртых винтажных басов, но обычно это продиктовано визуальной эстетикой. Современные производители давно научились делать инструменты, которые отличаются большим удобством, но не уступают в плане качества звука. В пример можно привести бас-гитары JET: JPB-300 и JJB-300. Корпус обеих сделан из жареного поплавкового дерева, что заметно снижает вес инструмента.
В 70-х басисты стали активнее применять овердрайвы, фуззы и компрессоры, чтобы добавить характера своим партиям. Перегрузы позволяли усилить звук инструмента, делая звучание баса более агрессивным и выразительным. Особенно это оказалось важным в хард-роке и прогрессивном роке. Записи Deep Purple или Black Sabbath очень наглядно демонстрируют, как эффекты преобразили звучание бас-гитары.
В DMTR есть перегрузы на любой вкус, но отдельно в этом ряду хочется выделить отечественные Yerasov OD-10B и Shift Line Buzz V2. Остановимся подробнее на второй педали. Она отличается прекрасным динамическим откликом и тщательно продуманными элементами управления. В Buzz V2 предусмотрены отдельные регуляторы громкости чистого и обработанного сигналов, а переключатели MID и BITE позволяют детализировать звучание путём точной настройки средних частот.
Гитарный хор
Использование фленджера и хоруса помогло музыкантам значительно расширить звуковые возможности своих инструментов и позволило создать богатую текстуру, которая поддерживала атмосферу композиций. Эти эффекты были особенно заметны в записях Rush и Pink Floyd, чье экспериментальное звучание помогло сформировать музыкальный ландшафт эпохи.
В 1970-х годах одним из главных популяризаторов хоруса стал Энди Саммерс из The Police, который в Walking On The Moon построил на этом эффекте свою партию. Также хорус нашёл своё применение в творчестве Эрика Клэптона и Дэвида Гилмора.
В числе первых на рынок ворвались BOSS, представившие педаль CE-1. Современным музыкантам доступно и это классическое устройство, и его реинкарнация Boss CE-5, а также более интересные, например, EHX Eddy или NUX UKIYO-E. Так же случилось с фленджерами, которые обычно использовались не для добавления музыкальной широты и объема, как в случае с хорусами, а для создания более резкого и динамического эффекта.
Когда в арсенале гитариста есть MXR Micro Flanger или EHX Neo Mistress, он может использовать эффект по-разному: сделать звук более выразительным или добавить ему «реактивного ускорения». Первая педаль отличается меньшими габаритами, а вторая – наличием режима Filter Matrix, который позволяет «замораживать» эффект в определённый момент. Также Micro Flanger выдаёт более тёплый звук, а Neo Mistress известна своей способностью производить необычные и сложные звуковые текстуры.
Фузз и дисторшн
Применение четырехтранзисторного фузза – ещё один знак отличия альбомов той эпохи. Такие перегрузы отчётливо слышны на пластинках The Dark Side of the Moon (Pink Floyd), Rumours (Fleetwood Mac) и Who’s Next (The Who).
Electro-Harmonix Big Muff стал культовой педалью, которую использовали гитаристы Дэвид Гилмор и Карлос Сантана. Если хотите добавить мягкий, поющий перегруз, советуем обратить внимание на многочисленное семейство Big Muff. Для более жёсткого звука подойдут MXR Distortion+ и Pro Co RAT.
Современные фуззы, например, EHX Lizard Queen и Keeley Fuzz Bender, не уступают по звуку своим предшественникам из 70-х. У Lizard Queen есть отдельный регулятор, отвечающий за яркость или плотность фузза — Balance Shadow/Sun. Keeley Fuzz Bender сочетает в себе как кремниевые, так и германиевые транзисторы. Это позволяет музыканту создавать широкий спектр звуков: от жирного фузза до тонкого и более «острого» звучания. В Fuzz Bender также есть активный эквалайзер, что является весомым преимуществом.
Любителям более агрессивного звучания придётся по вкусу Telesonic Dragonfly Fuzz. Транзисторы и германиевые диоды, лежащие в её основе, делают её идеальным вариантом для гитаристов, стремящихся к звучанию различных heavy-psy жанров.
Wah и фейзер
Фейзер – один из самых характерных эффектов в музыке 70-х годов, особенно в роке. Такие педали часто использовал Брайан Мэй из Queen и Стив Хау из Yes, а Эдди Ван Хален так вообще сделал MXR Phase 90 своей узнаваемой фишкой. К слову, классический фейзер MXR и сейчас пользуется огромным спросом у тех, кто ищет необычные звуковые сочетания.
Другая педаль, которая в 70-х сильно повлияла на музыкантов – EHX Small Stone. Также звучание фейзера, которое нравится фанатам Van Halen, прекрасно воспроизводит Joyo JF-06-Vintage-Phase.
Кроме того, считается, что в 70-е wah-педали перестали быть привычным атрибутом исключительно тех, кто играет психоделический рок или что-то похожее на него – они стали всеобщим выразительным инструментом. Dunlop Cry Baby и Vox Wah находились на педалбордах практически у всех. Стоит отметить, что и сейчас это один из самых востребованных эффектов в среде гитаристов.
Реверберация
Реверберация в 70-е стала более аккуратной, её стали использовать умеренно, в отличие от 60-х, когда пружинный ревёрб был повсюду. Первоначально гитаристы играли через механические ревербераторы: пружинные и пластинчатые. Эти устройства позволяли добиться характерной теплоты и глубины звучания, которая была особенно востребована в музыке того времени.
Сегодня такие приборы можно заменить цифровыми эмуляциями, например, EHX Holy Grail MAX, TC Electronic Skyserfer или NUX Verb Core. Среди этих педалей выделяется прибор от NUX: у него аж восемь типов реверберации, есть функция Freeze для удержания хвостов эффекта и стерео-разъёмы для подключения.
Звучать, как в 70-е
Чтобы добиться аутентичного звучания 1970-х, выбирайте гитару с хамбакерами, мощный ламповый перегруз, добавьте классические эффекты вроде фейзера и wah, а также используйте деликатный ревёрб. Главное – помнить, что это было десятилетие экспериментов. Не бойтесь пробовать новые комбинации и искать свой неповторимый звук!