1960-е годы – эпоха, когда рок-н-ролл только набирал обороты, а саунд перегруженной электрогитары постепенно становился голосом целого поколения. Это время экспериментов, неукротимого творчества и громких звуковых открытий. Сегодня можно собрать сетап в духе тех лет, используя современные девайсы с правильно подобранным характером. Нет необходимости охотиться за винтажными приборами на аукционах или в музыкальных лавках, чтобы перенести этот дух творческой свободы в свою музыку.
Верни мне мой 1967
Чистый гитарный тон в 1960-х был совсем не таким «рафинированным» и стерильным, как сейчас. Звук отличался большей мягкостью и теплотой. При этом в нём чувствовалась натуральная компрессия ламповых усилителей. Важно использовать гитару с одинарными датчиками, которые ещё называют синглами. Telecaster или Stratocaster идеально передадут атмосферу той эпохи.
Ритм-гитара 60-х – это настоящий двигатель группы. Она создаёт грув. Одинарные звукосниматели обеспечат яркий и чистый звук, что сделает их идеальными для ритмических партий. Синглы обладают высокой чувствительностью и способны передавать детальность тонов, что особенно важно для стилевого многообразия 60-х.
Для гитары в духе 60-х характерен лёгкий овердрайв. В то время гитаристы выкручивали свои ламповые усилители на максимум, чтобы получить насыщенный, слегка грязный звук и выделить свою партию в миксе. Другие использовали напольные фуззы.
Перегрузы и квакушки
Говоря о гитарном звуке 60-х, невозможно обойти стороной легендарные фузз-педали, такие как Fuzz Face (Dunlop) и Tone Bender (Vox). Они стали настоящими символами эпохи, превратив перегруженный звук в настоящее искусство. Сегодня существует множество аналогов, передающих тот самый грубый, насыщенный характер фузза. Benson Germanium Fuzz в белом и чёрном цвете, Keeley Fuzz Bender и EHX Octavix отлично справляются с этой задачей, предлагая как классические оттенки, так и новые возможности для экспериментов.
В мире сотни перегрузов, воссоздающих узнаваемый хрипловатый саунд, который вызывает стойкие ассоциации с 60-ми. Пожалуй, одним из самых интересных можно назвать Shift Line Stages. У этой педали отличный динамический диапазон и широкие возможности формирования перегруженного сигнала, что делает её прекрасным вариантом для сетапа в стиле 60-х. Установите минимальный уровень гейна: при лёгком ударе медиатором звук будет оставаться чистым, но при более сильной атаке оживать, приобретая яркость.
Ещё один незаменимый инструмент той эпохи — квакушка Wah-Wah. Джими Хендрикс использовал её повсюду, создавая фирменные психоделические оттенки в своих риффах и соло. Если вы хотите воспроизвести этот саунд, обратите внимание на современные варианты wah-педалей. В некоторых есть полезные дополнительные функции, например, возможность переключения режимов бас/гитара, а у Fulltone Clyde Deluxe Wah даже есть встроенный бустер, который добавляет эффекту яркости. Есть устройства, построенные на оригинальных компонентах тех лет, а есть с более современной начинкой.
Тремоло, ревёрб и дилей
Следующим ингредиентом нашего музыкального блюда станет тремоло. Этот эффект добавляет пульсацию, как бы оживляя аккорды. Вспомните песни Creedence Clearwater Revival, где тремоло звучит словно сердце, задающее ритм всему треку. Современные педали, например, EHX Stereo Pulsar (и его обновлённая версия Nano Pulsar) или TC Electronic Pipeline, отлично передают это настроение. Задайте плавное, медленное движение, и ваши аккорды зазвучат так, будто они были записаны в золотую эпоху рока.
Следующий шаг по направлению к саунду 60-х — реверберация. В 60-е годы пружинный ревёрб встречался в сетапах повсеместно, он помогал в любых условиях создавать атмосферу больших студий и концертных залов, добавлял музыке пространства. Сегодня вы можете получить этот эффект с помощью педалей вроде EHX Holy Grail и TC Electronic Drip.
Позже производители начали выпускать комбинированные устройства, в которых ревёрб дополнен тремоло. Среди таких педалей хочется выделить Strymon Flint. Прибор даёт выбор между тремя режимами реверберации и тремя типами тремоло, которые специально созданы, чтобы имитировать саунд 60-х. Авторы Flint сосредоточились на воссоздании именно классического звучания с акцентом на тёплые звуки, но при этом значительно расширили возможности своего устройства, добавив ему MIDI и USB-разъём.
И, конечно, не забудьте про дилей. В 60-х ленточные эхо-машины для многих артистов были любимыми инструментами, позволяющими создавать объёмный, пространственный звук. Современные аналоги вроде Nux Tape Echo или TC Electronic Gauss очень точно передают этот эффект и для базовых задач этой педали будет достаточно. Эти педали точно воспроизводят легендарные устройства ленты эха, но при этом они адаптированы для использования на педалбордах. Если говорить про Gauss, то этот прибор ещё отличается простотой в использовании и минималистичным дизайном. Настройте лёгкие, ненавязчивые повторы, и ваш саунд приобретёт объём, словно вы играете на пустынной сцене под звёздным небом.
Если хочется чего-то более интересного, обратите внимание на продукцию волшебников из Strymon — Volante. Эта педаль прекрасно воспроизводит звуки винтажных эхо-машин, таких как Binson Echorec и Echoplex. Больше того, в Volante удержанием футсвича можно создать эффект замедления плёнки, а ещё там есть регулятор того, насколько «изношенной» будет лента.
Итог: как звучать как 60-е
Собрать сетап в духе 1960-х — это как приготовить старинное блюдо по рецепту любимой бабушки. Значение имеют не только ингредиенты, но и душа, которую вы вкладываете в процесс. Чистый тон с лёгким компрессором, ритм с чёткой пульсацией тремоло, соло с тёплым овердрайвом и атмосферным дилеем – вот ваш набор для музыкальной машины времени.
Но главное – 60-е годы были временем экспериментов. Поэтому не бойтесь попробовать что-то своё. Даже если ваш эффект будет изобретением XXI века, но в нём будет дух свободы и творчества, вы попадёте в «десяточку».