Проводная коммутация гитары лучше беспроводной?

Каждый, кто берет в руки гитару, так или иначе сталкивается с проблемой коммутации. И дело даже не в том, какой марки кабель приобрести. В современных реалиях подключение того или иного инструмента предполагает два подхода — по кабелю и беспроводной коннект. И если ещё несколько лет назад беспроводное соединение вызывало недоверие у музыкантов, то теперь технологии шагнули далеко вперёд и вопрос выбора того или иного типа подключения перестал быть таким уж однозначным. А значит, самое время определиться с наиболее подходящим вам способом коммутации. Но прежде давайте заглянем вглубь обеих её разновидностей, чтобы чётче представлять, с чем мы имеем дело.

Тайны проводного подключения

Инструментальный кабель обладает несколькими параметрами, которые необходимо учитывать при подключении ваших инструментов. Но главные — это ёмкостное и омическое сопротивление. На каждый из этих двух параметров влияет длина провода. Разберём, какие подводные камни ждут любителей кабельной коммутации.

А. Омическое сопротивление и длина кабеля. Кабель можно упрощенно представить в виде проводника, сопротивление которого зависит от длины кабеля. Чем больше длина, тем выше сопротивление, а значит и выше потери сигнала. Казалось бы, длинный кабель должен придушить сигнал до низкочастотного бубнежа, но в реальности такого не происходит.  Дело в том, что сопротивление кабеля зависит не только от длины провода, но и от его толщины. Чем больше толщина, тем меньше сопротивление. Конструкция современных инструментальных кабелей такова, что даже внушительная длина компенсируется солидной толщиной, что позволяет нам избежать потерь сигнала.

Б. Емкостное сопротивление и длина кабеля. Поскольку конструкция кабеля предполагает не только проводящую сигнал жилу, но также изоляцию, инструментальные кабели обладают ещё и электроёмкостью. Чем больше длина кабеля, тем больше площадь поверхности его изоляции, а значит выше емкость. При большой ёмкости изоляции как следствии значительной длины проводящей жилы, инструментальный кабель неизбежно начнёт проявлять свойства фильтра низких частот. Проще говоря, большая длина — меньше высоких частот в звуке.

Теперь представим, что нам нужно подключить нашу гитару на большой концертной площадке. Если мы берём провод в качестве инструмента коммутации, то получим чуть замутненное по верху звучание. Выхода в такой ситуации два: брать наиболее толстый, а значит дорогой кабель, или же использовать секретное оружие инопланетных цивилизаций — беспроводное подключение.

Всё, что вы хотели знать про беспроводные подключения, но стеснялись спросить

Что можно подключать без проводов? Ещё некоторое время назад при фразе «беспроводное подключение» мы представляли себе два микрофона и радиостанцию величиной с видеомагнитофон, из которой торчат несколько антенн. С тех пор технологии шагнули далеко вперёд, и сейчас мы можем подключать по воздуху как микрофоны, так и другие музыкальные инструменты.

Как это работает? Возьмём для примера подключение электрогитары. Технология беспроводной коммутации в данном случае воплощена в виде двух маленьких блоков с инструментальным джеком 6.3мм. Один из этих блоков — источник — подключается в разъём гитары, а другой — приёмник — вставляется в комбоусилитель, пульт, процессор итд.

А что с принципом действия? Беспроводной коннект глобально делится на две категории:

— аналоговый

— цифровой.

Аналоговые системы работают в УКВ-диапазоне (примерно от 100 до 800 МГц). Цифровые же используют частоты 2.4 ГГц или 5 ГГц. Но отличие между аналогом и цифрой не только в диапазоне частот передачи сигнала.

Аналоговые системы передачи упаковывают сигнал в скомпрессированную для передачи электромагнитную волну и посылают её на приёмник (тот самый блок с антеннами), который распаковывает полученный сигнал и воспроизводит.

Цифровые системы имеют иной принцип действия. Они кодируют аналоговые волну в пачки импульсов высокой частоты и отправляют по радиоканалу на приёмник. Такой способ передачи гораздо более помехозащищённый, поскольку передаётся не сам звук, а его кодовая последовательность.

Итак, с принципом действия разобрались. Теперь переходим к наиболее острому вопросу.

Былины, мифы и легенды о беспроводном подключении

Миф 1: У беспроводного подключения пластиковый звук. Этот предрассудок уходит корнями в те времена, когда цифровые технологии только возникали в нашей музыкальной жизни. При текущем уровне аппаратной оснастки беспроводных систем частота дискредитации сигнала в 44.1 кГц будет давать звучание, которое ничем не уступает аналоговому при спектральном диапазоне до 20кГц (теорема Котельникова не даст соврать). Это как если бы вы запустили wav файл у себя на компьютере и прослушали запись. Кроме того, у некоторых моделей радиосистем есть эмуляция режима ёмкостных потерь. Это позволит фанатам кабельного подключения добиться соединения по воздуху с привычным звучанием.

Миф 2: Беспроводные системы подвержены помехам. В реальности всё наоборот: цифровой канал лучше защищён от помех, чем аналоговый, поскольку в данном случае передаётся не аналоговая звуковая волна, а её кодовая последовательность. Также при использовании нескольких радиосистем в одном помещении у каждой пары «передатчик приёмник» индивидуальная полоска частот, в рамках которой происходит передача информации. Поэтому даже большой коллектив с беспроводным коннектом на репетиционной базе или концертной площадке может быть спокоен за качество передачи сигнала.

Миф 3: беспроводное подключение имеет маленький диапазон надёжной работы. Если у вас очень длинный инструментальный кабель, то вы можете беспрепятственно ходить по сцене не опасаясь, что сигнал пропадёт. То же самое и с большим комфортом вы сможете делать и с радиосистемой передачи звука. Современные беспроводные системы коммутации могут стабильно работать на дистанции до 30 метров, что позволяет использовать их даже в крупных концертных залах без риска потери сигнала.

Итак, с мифами разобрались. Теперь самое время определиться, что подойдёт именно вам — старый добрый провод или невидимый глазу радиоканал цифровой передачи.

Неисповедиимые пути гитарного сигнала

После того, как мы провели оба типа гитарного подключения (да в общем подключения любого музыкального инструмента) сквозь огонь, воду и медные трубы, можно, наконец, с уверенностью сказать, какой тип коммутации подойдёт именно вам.

Начнём по традиции со старого доброго проводного подключения. Если вы студийный затворник и чаще всего занимаетесь звукозаписью, то без сомнения вам нужен солидный набор инструментальных кабелей. Однако помните, что следует использовать наиболее короткие провода, чтобы избежать потерь сигнала, о которых мы говорили выше.

Если же вы домашний гитарист и любите погонять «метлу» лежа на диване или стоя перед зеркалом, то беспроводное подключение будет для вас наиболее удобным решением. Воткнулся — и забыл. Можно вообще по всей квартире прогуляться, поскольку никогда не знаешь, где тебя настигнет вдохновение — в спальне или на балконе.

А вот если вы играете в коллективе и в вашем графике встречаются концерты, репетиции и запись нового материала, то вам лучше всего подойдёт комбо из инструментального кабеля и коммутации по воздуху, чтобы всегда иметь под рукой способ подключения на любой случай вашей музыкальной жизни.


Читать другие статьи

Смотреть беспроводные радиосистемы

Смотреть проводную коммутацию для музыкальных инструментов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *