Эволюция Ibanez Tube Screamer

Легенда

У неё много имён и воплощений. Она известна под именами “грелка”, “скример” или “тюбскример”. Думаем, вы уже поняли, что сегодня мы поговорим о знаменитом гитарном эффекте овердрайв от Ibanez. В лучах прожекторов на концертных площадках или в мягком свете галогеновых ламп звукозаписывающих студий эта педаль отливает безумным зелёным блеском и зовётся “Ibanez Tube Screamer”.

Тюбскример известен тем, что даёт великолепный подогрев звуку вашего гитарного усилителя. Этот прибор насыщает нижнюю середину гармониками и делает жирный неразборчивый перегруз многих ламповых голов более глубоким и приятным. Однако тюбскример нашёл применение не только у гитаристов. Его успешно используют и бас-гитаристы, а также многие звукорежиссеры в качестве сатуратора. В чем же секрет такого успеха знаменитой зеленой педали? Об этом можно спорить, но узнаваемое звучание всегда зарождается в особой схемотехнике того или иного устройства. И тюбскример не стал исключением.

Рецепт классического тюбскримера

Как и у многих гитарных грелок, сердцем электрической схемы тюбскримера является пара операционных усилителей. Однако сам по себе любой операционник ещё не даёт того самого приятного перегруза, которого так ждут наши друзья гитаристы, басисты, а также звукорежиссеры. Чтобы заставить сигнал уйти в мягкий клиппинг инженеры-схемотехники поставили в цепь обратной связи операционных усилителей два параллельно включённых диода. При этом один из диодов работает для положительной полуволны, а другой для отрицательной. Такое включение диода распрямляет вершину полуволны чистого сигнала, или иначе говоря, мягко её клиппирует. Однако эта операция сама по себе еще не позволяет получить ту самую звуковую палитру, которую так любят музыканты всего мира. Настало время раз и навсегда понять, что позволяет тюбскримеру звучать приятно и фирмово и почему другие педали так не умеют.

Для этого попробуем проследить весь путь гитарного сигнала по электрической схеме тюбскримера. Итак, необработанный звук электрогитары подан на вход, где электрическая схема сразу же делает его копию. Эта операция необходима, чтобы смешать чистый гитарный сигнал с перегруженным. Но это произойдёт чуть позже, а покуда чистый сигнал стоит в стороне и ждёт своего часа, его брат-близнец испытывает впечатляющие преобразования.

Первым блоком обработки является фильтр высоких частот, который режет спектр сигнала на частоте примерно равной 720 Гц. Это значит, что фильтр подавляет всё, что находится ниже 720 Гц. Такая фильтрация сигнала является одной из основных причин фирмовости звука тюбскримера. Когда мы ударяем ногой по кнопке педали, наш гитарный сигнал, который нередко богат низкими частотами, насыщается гармониками только от 720 Гц и от этого становится чуть менее басовитым, зато более сосредоточенным. Получив такую фильтрацию, сигнал попадает в блок десятикратного усиления. На этом этапе звук не искажается гармониками, но подрастает в амплитуде (в громкости), чтобы дать схеме клиппирования простор для деятельности. После блока усиления сигнал попадает в блок мягкого клиппирования и впервые подвергается искажениям. Алгоритм клиппирования на этом этапе следующий: при нарастании сигнала до уровня 0.48 В схема начинает менять форму огибающей, то есть насыщает сигнал гармониками. Эти искажения не столь значительны, поскольку далее сигнал ожидает ещё один блок клиппирования. Тем временем обработанный гитарный тон смешивается с чистой копией сигнала, о который мы упоминали чуть выше. После суммирования наш немало преобразившийся звук наконец попадает в схему жёсткого клиппирования. Здесь перегрузка сигнала начинается от 2.5 В, что в итоге и даёт тот узнаваемый звук тюбскримера.

Так в общих чертах выглядит схема обработки звука внутри легендарной зеленой педали. Однако, дьявол, а также дьявольски хороший звук кроется в деталях. А точнее, в радиодеталях.

Чип и Чип спешат на помощь

Инженеры-электроники, а также радиолюбители и аудиофилы знают, что на звук влияет буквально всё, а комплектующие электронной схемы — в первую очередь. То же самое можно сказать и о знаменитой “грелке” от Ibanez. Но тюбскример на сегодняшний день имеет несколько воплощений, которые могут похвастаться не только различным дизайном корпуса с неповторимым зеленым оттенком, но и особенностями элементной базы. Кратко поговорим о каждой модели, а главное посмотрим, что у неё на монтажной, а иногда и печатной плате.

1.TS808. Перед нами родоначальница тюбскримеров — TS808 Overdrive Pro, выпущенная в конце 70-х. На протяжении истории её существования производители почти всегда применяли в качестве операционного усилителя микросхему JRC4558D и JRC2043DD. Однако можно найти модели, где чип с операционниками был заменён на TL4558P. На данный момент трудно установить, почему разработчики решили выбрать другую микросхему. Главное, что звук остался тем же, а разницу, как в старой доброй шутке, заметил только осциллограф. Однако история производства TS808 предлагает нам ещё один чип модели RC4558P с двумя операционниками под корпусом.

Эта тёмная лошадка производилась в Малайзии, в отличие от чистокровных JRC, и была дешевле, чем родной японский чип. Деньги деньгами, а разница в звуке в рамках одной и той же педали из-за смены чипов всё же имеется. Модели с малайзийским чипом дают чуть больше песка в звуке при значительной перегрузке, поэтому аудиофилы, внезапно вошедшие в чат, сразу заметят разницу. Ибо дьявол, как было сказано выше, в радиодеталях.

2.TS9. Наступил 1982 год и производитель зелёной педали решил сделать её ещё зеленее. Дизайнеры компании Ibanez разработали новый корпус тюбскримера, а начинку решили оставить той же. Новая разработка получила наименование TS9. Наиболее заметным новшеством во внешнем виде стала увеличенная кнопка включения эффекта. Теперь на неё можно было спокойно нажимать ногой, не опасаясь, что промахнешься или недожмешь. Однако инженеры-схемотехники Ibanez всё же решили несколько изменить выходные цепи тюбскримера. В результате выхлоп педали сталь чуть более мощным в сравнении с предыдущей её ипостасью.

Именно за это гитаристы и полюбили обновлённый вариант тюбскримера — он делал звук гитары ещё сочнее и ярче. Позже производитель по какой-то причине вновь решил заменить уже успевшую стать эталоном микросхему JRC-4558 на JRC-2043DD. Звук и правда изменился, но не в лучшую сторону. Некоторые пользователи пытались найти модели TS9 с чипом JRC-4558 на борту, а другие просто впаяли нужную микросхему вместо 2043DD и продолжили качаться на волнах рок-н-ролла.

3.STL и TS10. 1985 год в мире музыкального оборудования ознаменовался выходом новой ревизии тюбскримера Super Tube STL. Эта педаль отличалась не только цветом корпуса, но и количеством ручек управления. Четвертая, дополнительная крутилка позволяла регулировать процент подмеса средних частот и делать звук гитары ещё более плотным и читаемым.

В 1986 гитарный мир взорвала ещё одна новость — на полках музыкальных магазинов появилась новая модель известной “грелки” — TS10 Tube Screamer. Эта педаль несла признаки серийного производства, где ручная сборка была практически полностью исключена. Эти технологические новшества отразились на качестве этой педали. Разъёмы для инструментального кабеля у TS10 крепились не к корпусу педали, как это было у TS9 и TS808, а к монтажной плате. Само по себе это не было проблемой, но владельцы часто жаловались, что пластиковые гнезда для кабелей нередко отваливались при падении педали. Поставить их на место в домашних условиях было почти невозможно, поскольку специфическое крепление этих гнезд к плате требовало полной разборки корпуса. У предшественниц TS10 дизайн позволял отремонтировать педаль, поскольку сборка была полностью ручной.

Что же касается радиодеталей, на которых собрана схема перегруза TS10, то и тут производитель решил почти полностью заменить элементную базу. Интересно, что в период с 88 по 89 год эта педаль производилась на Тайване, а в качестве основы схемы перегруза использовался чип с операционными усилителями модели MC4558. Звук от всех описанных выше нововведений незначительно изменился, в частности нижняя середина стала чуть более массивной, но чёткости и читаемости на частотах от 5 кГц и выше несколько поубавилось. Несмотря на эти новшества как в звуке, так и в конструкции, интерес к тюбскримеру никуда не пропал.

4.TS5 Soundtank. Следующей инкарнацией тюбскримера стала модель TS5 Soundtank, которая — сюрприз! — имела корпус чёрного цвета из пластика. Зелеными остались только плашка с текстом и характер звучания. Схема обработки сигнала была заимствована из модели TS9, так полюбившейся гитаристам и звукоинженерам, поэтому педаль всё же пользовалась популярностью и производилась вплоть до 1999 года. Первый в мире тюбскример в пластике производился на заводе “Daphon” на Тайване. И хотя схема перегруза осталась прежней, для её реализации были применены меньшие по размеру и более дешёвые компоненты.

Пластиковый тюбскример имел два недостатка, которые можно было заметить, когда педаль какое-то время уже побыла в употреблении. Во-первых, пластиковый корпус. Он давал наводкам свободно проникать в тракт преобразований сигнала, поэтому эта версия тюбскримера имела повышенный уровень шума, чего не случалось с предыдущими версиями педали, убранными в прочный металлический кожух. Во-вторых — снова пластиковый корпус, который ещё и мог треснуть при падении или вовсе разбиться. Эти два обстоятельства делали почти невозможным использовать TS5 на гастролях.

5.TS9 возвращается! В 1993 году Ibanez решается перевыпустить снискавший наибольшую популярность среди гитаристов тюбскример. Вероятно, менеджмент компании проанализировал продажи предыдущих не столь успешных продуктов и пришёл к двум выводам:

  • старый друг лучше новых двух;
  • все новое — это хорошо забытое старое.

И — вуаля — с конвейера посыпались старые добрые зелёные педали. Даже мануал в коробки с тюбскримером вложили образца 1981 года! И пусть схема перегруза и корпус остались прежними, звук обновленной версии TS9 все-таки не был исконно классическим. Виной тому чип TA75558 от всемирной известной фирмы Toshiba. Такой в TS9 ставили и в середине 80-х, и эти модели и правда звучали иначе. Вероятно, все дело в низком уровне шума, который разработчики почли за благо.

Однако звук — штука тонкая, а порой и противоречивая. Иногда стерильный вычищенный сигнал звучит не так, как хотелось бы нашему слуху, особенно если речь о гитарном перегрузе. Поэтому среди почитателей тюбскримера находятся знатоки, которые котируют TS9 только с JRC4558 на борту.

6.TS9DX Turbo. К концу лета 1998 года Ibanez порадовал гитаристов всего мира новой моделью тюбскрисермера TS9DX Turbo. За основу этого зелёного монстра была взята старая добрая схема TS9, но с приятными изменениями.

На панель управления добавилась ручка “MODE” для переключения режимов:

  • “TS9”: стандартный звук TS9;
  • “+”: чуть более мощный клон TS9;
  • “HOT”: буст по нижней середине;
  • “TURBO”: ещё более жирный низ и увеличенная громкость сигнала.

Эти изменения давали гитаристам возможность вкатить ещё больше низа и жира, а значит достичь модернового металлического перегруза. Кроме того, педаль пришлась по вкусу басистам и не отъедала низкие частоты, как это часто бывает с другими педалями перегруза.

7.TS7 Tone-Lok. В начале 2000-х Ibanez снова удивил охотников за педалями перегруза новой разработкой под названием TS7 Tone-Lok. На этот раз тюбскример снова утратил безумный зелёный окрас и сошёл с конвейера в металлическом корпусе металлического же цвета. Подобно TS5, тон-лок собирался на Тайване, но получился более живучим за счёт металлического корпуса. Вдобавок очередной тюбскример снабдили переключателем с пометкой “HOT”, который даёт существенный прирост в перегрузе и громкости. Помимо звуковых новшеств производитель снабдил три неизменные крутилки технологией “tone-lock”. Эта весьма удобная фича позволяет нарулить искомое звучание и зафиксировать его, утопив до щелчка каждую из крутилок.

Но самым важным в этой модели тюбскримера являются чип с усилителями. Производитель, не мудрствуя лукаво, впаял старый добрый JRC45558D. Это позволило получить канонический звук модели TS9, однако в остальном Tone-lok несколько проигрывает старшей сестре. Новая инкарнация тюбскримера хотя и предлагает большее звуковое разнообразие и возможность механически сохранить пресет звучания, в долгосрочной перспективе показывает себя чуть хуже TS9 в плане прочности корпуса и долговечности службы. Причиной тому автоматизированный техпроцесс сборки TS7, в то время как TS9 монтировался полностью вручную. Быстрее не значит лучше, особенно если дело касается гитарных педалей.

8.TS808HW. И все-таки Ibanez не перестала радовать гитаристов приборами ручной сборки. Модель TS808HW яркое тому подтверждение. Схема этого тюбскримера распаяна вручную на монтажной плате, а корпус фрезерован из цельного куска алюминия. Форма корпуса также стала приятным сюрпризом для ценителей “грелок”. Педаль получилась массивной с трапецивидными краями. Вишенкой на торте стал хорошо зарекомендовавший себя во всём семействе тюбскримеров JRC4558D, что позволило этой модели занять место не только в педалбордах, но и в сердцах многих гитаристов планеты.

9.TS808 Reissue & TS80845TH. В начале 2004-го гитарный мир облетела новость об ещё одном переиздании от Ibanez. На этот раз именитый бренд решил дать вторую жизнь снискавшей немалую популярность модели TS808. Инженеры-схемотехники из Ibanez решили не рисковать и взять уже проверенный и хорошо зарекомендовавший себя чип JRC4558D, хотя в старшей версии из конца 70-х применялись также JRC2043DD и TL4558P. Вдобавок модель сохранила зелёный узнаваемый корпус с тремя крутилками, что помогло стать TS808 бессмертной классикой. При этом переиздание живой легенды вышло без маркировки “reissue”, поэтому отличить педаль этой модели из 79-го от образца 2004 года можно только по монтажной плате. В переиздании установлена монтажная плата от Ibanez. Она тоньше и кажется более хрупкой, нежели плотная и надёжная плата от MAXON, которой комплектовались модели в 1979 году.

В 2024 году Ibanez вновь переиздал TS808 под наименованием TS80845TH. Поводом к ещё одному перевыпуску легендарной педали стал сорок пятый юбилей с момента появления первого тюбскримера в далеком 1979 году. Эта педаль является абсолютным клоном TS808 образца 2004 года с точки зрения схемотехники, однако может похвастаться нарядным темно-синим корпусом с элегантной бриллиантовой россыпью на верхней панели. Эта педаль была выпущена лимитированной серией и может уже сейчас по праву считаться редкостью в мире тюбскримеров.

На вершине пьедестала

История знаменитой педали овердрайва от Ibanez насчитывает 45 долгих лет преобразований гитарного звука и развития гитарных девайсов в принципе. За это время тюбскример успел не только изменить внешний вид и стать золотым стандартом гитарной “грелки”, но и задал тон развитию индустрии гитарных педалей. Едва ли кто-то из музыкантов, избрав когда-то в качестве основного инструмента электрогитару, не слышал о тюбскримере. Но если вы ещё ни разу не пробовали прогнать ваши риффы сквозь овердрайв от Ibanez, то самое время прикоснуться к волшебству и ударить по тугой металлической кнопке на корпусе зеленой педали и ощутить, как звук становится лучше и лучше.

Ещё лучше.


Читать другие статьи

Смотрите педали от Ibanez и других брендов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *