Флэнджер и производные от него эффекты, сегодня занимают почётное место в педалборде любого гитариста.
Невозможно встретить музыканта или меломана, кто бы не был знаком с его звучанием. Но немногие знают, что флэнджер, на самом-то деле, можно назвать самым первым электронным эффектом. Не овердрайв, не фузз, не вау-вау, не тремоло, а именно флэнджер.
Зародился этот эффект практически сразу же, после появления магнитной звукозаписи, то есть тогда, когда люди научились сохранять музыку не механическим способом, как это было ранее, а электронным.
И хотя современная технология получения этого эффекта отличается от той, которой его добивались изначально, эффект сохранил за собой это название, казалось бы, не совсем уместное.
Появлению флэнджера мы обязаны гениальному гитаристу и инженеру, Лесу Полу, имя которого носит одна из самых известных и самых копируемых электрогитар. Именно Лес Пол, в конце сороковых годов прошлого века, ввёл в обиход многоканальную звукозапись, позволяющую делать многократные наложения звука. В то время ещё не существовало многодорожечных магнитофонов, и технически процесс сводился к записи дорожек на несколько бобин, а потом их сведение с нескольких магнитофонов на один. Синхронизация магнитофонов не была идеальной, и в результате этого недостатка и возник эффект, названный флэнджером.
Было замечено, что при попытке сделать звучание инструментов жирнее, путём искуственного дабблтоэка, микшируя дорожки с двух магнитофонов на третий, неидеальая синхронизация вращения ленты вызывала интересный эффект. Один из магнитофонов то отставал от другого, то напротив, опережал, и вызванная этим интерференция создавала фазовые искажения. Сперва с ними, как и с другими искажениями, бороться, как только могли. Пока не наступили шестидесятые.
Первым намеренным применением подобного эфекта можно считать композицию американской певицы The Big Hurt, где заметно странное звучание аккомпанирующего оркестра.
И хоть The Big Hurt стал джазовым и поп-стандартом, кем только не исполняемым, от Уэса Монтгомери и до Ника Кейва, эффект остался не особо замеченным. Пока не началась космическая гонка между СССР и США, подстегнувшая интерес к космической фантастике, который отразился не только на литературных произведениях и кино, но и на дизайне, моде, и даже музыке. Запуск спутника связи Telstar летом 1962 года, вдохновил знаменитого британского продюсера Джо Мика на написание одноимённой композиции, записанной группой The Tornados, и продержавшаяся в чартах немыслимое для инструментала время на самых высоких позициях. Кавер, записанный в следующем же году американской сёрф-группой Ventures, содержал во вступлении реактивное звучание запуска ракеты, достигнутое с помощью этого же эффекта.
Но окончательное введение флэнжера в практику звукозаписи связано, конечно же с Beatles, как и возникновение названия этого эффекта. При записи композиции Tomorrow Newer Knows для альбома Revolver, Джон Леннон, в один прекрасный момент, заявил продюссеру Джорджу Мартину и звукоинженеру Кену Таунсенду, что уже задолбался петь одинаковые вокальные партии. Тогда Джордж предложил удвоить их с помощью магнитофона, а учитывая психоделический характер композиции, ещё и с задержкой. Процесс задержки осуществлялся вручную, Кен просто придерживал одну из бобин за её фланец. Отсюда и название эффекта – фланцевание (фланец по английски произносится как Flange). А когда саундпродюссер Уоррен Кендрик сделал этот процесс автоматическим, задавая на одном из магнитофонов плавное отклонение скорости вперёд-назад, устройство, задающее этот эффект назвали фланцевателем, то есть флэнджером по-английски. Позже, этого же эффекта, научились достигать без использования плёнки, электронно, но название флэнджер всё равно прилипло к нему окончательно.
Эффект вошёл в моду, и в дальнейшем применялся теми же Битлами на их Сержанте, Хендриксом и многими другими. Взять хотябы Queen, с их композицией Killer Queen, 1974 года где вокальные эффекты получены именно на ленточном флэнджере.
Время не стояло на месте, и ещё в 1969 году Phillips научились получать задержку без применения ленты, с помощью электроники, но первый электронный флэнджер Instant Flanger был выпущен компанией Eventide лишь в середине семидесятых. Кстати, те же Eventide внесли ясность в терминологию, отделив флэнджер от фэйзера. До выпуска в 1971 году Eventide Instant Phaser, работавшего на аналоговых фильтрах, а не на задержке, термины флэнджер и фэйзер считались синонимами одного и того же эффекта
.
Вслед за рэковыми приборами Eventide, под конец десятилетия, появились и устройства в формате гитарной примочки, первым из которых считается MXR, который и сейчас выпускается практически в неизменном виде, за исключением некоторых современных усовершенствований, как то вынос блока питания за пределы корпуса, перенос гнёзд на более удобные места для коммутации в педалборде, и т.д. Хотя это не факт, это могли быть и A/DA и Electro-Harmonix, со своими Electric Mistress, производившимися тогда в двух модификациях, и переиздающиеся по сей день. История рассудить первенство не может.
Изменился и принцип, которым достигалось звучание эффекта. В основе по-прежнему лежала задержка, но не за счёт магнитной ленты, а за счёт технологии BBD (Bucket Brigade Device), получившей своё название по аналогии с работой пожарной команды, передающей по цепочке вёдра, расплёскивая по дороге часть воды. BBD-микросхема представляет собой огромную последовательную цепочку конденсаторов, каждый из которых получает заряд, а затем разряжается в следующий. За счёт большого числа таких зарядок-разрядок и получается задержка сигнала, что лежит в основе аналоговых эффектов дилей.
Одновременно с выпуском аналогового дилея в формате гитарной примочки (опять же кто был первым, осталось неизвестно. То ли Electro-Harmonix со своим Memory Man, то ли Dynacord EC280), появились цифровые технологии, позволяющие добиться задержки путём копирования и повтора фрагмента, записанного в память микросхемы. Однако, из-за высокой себестоимости (первый цифровой дилей, рэковый MXR M113 стоил в 1976 году штуку баксов, что в сегодняшних деньгах составляет почти $5000), массовое производство цифровых примочек задержалось до 1983 года, когда появились Boss DD2 и здоровенный Electro-Harmonix 16-second Delay. Следом появились и цифровые флэнджеры.
Чтобы понять принцип работы электронного флэнджера, возьмите любую педаль дилея, будь то аналоговый, или цифровой, и поверните в реальном времени ручку, отвечающую за время задержки. В зависимости от направления вращения вы услышите звук падающей бомбы или идущего на взлёт реактивного самолёта. Сделав «вращение» этой ручки постоянным, с определённой частотой, задаваемой низкочастотным генератором, получится звуковой эффект, унаследовавший название флэнджер от своих бобинных прототипов.
На современных флэнджерах и процессорах модуляции, вроде Subdecay Starlight и иже с ними, генератор можно настроить так, чтобы время задержки менялось по определённому алгоритму, будь то синусоида, треугольная волна, пилообразная, ступенчатая и т.д., что позволяет добиться интересных и разнообразных вариаций звучания.
Также на базе флэнджера можно получить и другие эффекты.
Скорость модуляции (изменения задержки) у разных производителей может называться по-разному: Speed, Rate или другими близкими по смыслу словами. На некоторых продвинутых моделях, вроде EarthQuaker Pyramids, cкорость можно задать переодичным нажатием кнопки темпожейндж (Tap).
Алгоритм, по которому работает генератор (Low Frequency Oscillator) может носить название Shape, LFO…
Кроме того, на различных моделях, в зависимости от их навороченности, можно встретить регулировки:
Width (Depth, Color, Intensity и т.д.) – отвечает за амплитуду модуляции или, другими словами, глубину эфекта.
Range (Manual, Delay Time…) – устанавливает границы задержки, насколько задержанный сигнал может отставать от исходного и опережать его.
Regeneration (Regen, Feedback…) позволяет вернуть часть обработанного сигнала обратно на вход, создавая обратную связь. Это опция появилась на электронных флэнджерах, как иммитация ускорения бобины, или, как некоторые её называют, отрицательной задержки, с её возвратом исходной скорости.
Mix (Blend) – соотношение громкости между исходным и задержанным сигналом.
Некоторые производители могут добавить и другие дополнительные регуляторы, равно как и не все из тех, что я перечислил, могут быть установлены производителем. Это всего лишь наиболее встречающиеся параметры. Кроме того, некоторые производители умудряются установить несколько линий задержки и генераторов), работающих последовательно или параллельно.
Способы применения флэнджера очень широки, и ограничены лишь вашей фантазией. Это может быть и лёгкое размытие, и интенсивный реактивный саунд. Словами тут не обойтись, проще один раз увидеть применение на ютубе, чем описать его. Расскажу на последок лишь о паре самостоятельных эффектов, которые, в принципе, можно считать производными от флэнджера.
К таким эффектам можно отнести хорус, который отличается от флэнджера значительно большим временем задержки и отсутствием обратной связи. Так что выкрутив Range (Manual, Delay Time и т.д.) на максимум, и убрав Regeneration (Regen, Feedback…) в ноль, можно получить эффект хоруса. А убрав в ноль Width (Depth, Color, Intensity…), и вывернув вправо Rate (Speed) и Regen (Feedback), можно получить автовау, где Range (Manual) управляет Кю (глубиной хода педали), а Rate скоростью её нажатия.
В магазине гитарных эффектов DMTR Pedal Shop вы всегда сможете выбрать и сравнить множество гитарных эффектов FLANGER (ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ)