Канадский производитель бутиковых примочек Dr.Scientist славится своими необычными ни на что не похожими эффектами, миссия которых не столько приукрасить звучание вашего инструмента, сколько разжечь ваши творческие способности и вдохновить на поиски собственного звучания.
Как с гордостью заявляет основатель компании, Райан Кларк: «Мы начинали в составе всего двух человек в подвале. И теперь, спустя 14 лет, нас уже трое, в совершенно другом подвале!». Все эффекты Dr.Scientist собираются исключительно вручную, из компонентов премиум-класса. И это не какой-нибудь ширпотреб, где все производители клонируют друг друга, а действительно собственные уникальные разработки, расширяющие границы звучания привычных музыкальных инструментов.
Dr. Scientist Dusk– это универсальный аналоговый синтезатор с цифровым управлением, позволяющий превратить звучание гитары, бас-гитары или любого другого инструмента или источника звука, будь то клавишные, драм-машина и даже вокала, или же вообще DJ-проигрывателя в безумные звуки винтажных синтюков рубежа ’70х/’80х годов двадцатого века. Устройство заключено в корпус компактной гитарной примочки. Органы управления максимально просты и интуитивно понятны.
Технически прибор представляет собой резонансный фильтр, параметры которого (частота среза, крутизна и добротность) меняются в реальном времени по заданному алгоритму.
Фильтр может работать в трёх режимах, позволяя добиться эффектов от вау и автовау и до совершенно невероятного аналогового синтеза.
В ручном режиме параметры фильтра управляются в реальном времени непосредственно музыкантом с помощью как элементов управления самой примочке, так и с помощью внешних контроллеров (педали экспрессии или по MIDI).
В режиме динамического фильтра, изменение параметров происходит в реальном времени, реагируя на динамику извлечения.
И, наконец, в режиме LFO параметры изменяются по алгоритму, задаваемому осциллятором, модулирующем волну определённой формы.
Элементы панели управления – три мультифункциональных поворотных регулятора и две кнопки. Левая из этих кнопок выбирает режим работы эффекта.
В ручном режиме (CUT) примочка работает как обрезной фильтр. Регулятор Filter управляет границей частоты среза, и его функция дублируется педалью экспрессии, позволяющей делать это в реальном времени. Нижний предел границы фильтра находится так глубоко, что позволяет подавлять весь спектр сигнала, пропуская лишь субгармоники, как в кроссоверах отделяющих сабвуфер. Благодаря этой особенности эффект работает не просто, как педаль вау-вау, но и как синтезаторный пэд.
Нажатие и удерживание левого футсвича аналогично плавному повороту ручки Filter из её текущего положения (или положения педали экспрессии) влево до упора. Отпускание кнопки – плавное возвращение к текущему положению ручки Filter или педали экспрессии. Скорость изменения этого параметра выбирается правой кнопкой панели управления. Лампочка, при этом, расположенная справа от этой кнопки меняет при нажатии футсвича цвет на синий, а при удерживании медленно гаснет. При возврате сигнала в нейтральное положение, лампочка вновь краснеет. Остальные поворотные регуляторы управляют гейном (Volume) и глубиной обратной связи (Resonance).
В режиме динамического фильтра (ENV), ручка Filter (педаль экспрессии) по-прежнему устанавливает частоту среза, а отклонение пропускаемого спектра в ту или иную сторону от установленной точки среза зависит от интенсивности звукоизвлечения. Диапазон звучания (ниже или выше частоты среза) выбирается той же кнопкой, что в предыдущем режиме определяла скорость. Таким образом, правее точки среза примочка работает как автовау, а левее – как автовау + пэд. Эта же кнопка меняет зависимость направления смещения спектра в левой части, относительно динамики звукоизвлечения. Функции ручек Volume и Resonance те же самые, что и в любом другом режиме, то есть чувствительность и глубина обратной связи, соответственно, а нажатие с удержанием левого футсвича и замораживает смещение частотного спектра в пойманной в текущий момент точке, при этом устройство перестаёт реагировать на изменение динамики звукоизвлечения. Как педаль вау, замершая в одном положении.
И, наконец, третий, самый интересный режим модуляционного полосового фильтра (LFO), позволяет задать циклическое смещение спектра. Ручка Filter тут устанавливает верхнюю границу спектра, который меняется согласно заданному генератором рисунку.
Осциллятор предлагает шесть вариантов модуляции:
Синуоида — равномерное перемещение частотного спектра влево-вправо (SIN).
Пила, прямая или обратная — плавное перемещение вправо, затем рез кий сброс в крайнее левое положение (RMP), либо же наоборот, резко в крайнее правое положение, затем плавно влево (SAW).
Прямоугольная – пульсирующее перемещение между крайней левой и крайней правой точками (SQR).
Рандомная – либо ступенчато (S&H), либо плавно (RND).
Кратковременное периодичное нажатие левого футсвича работает как темпочейндж, то есть задаёт скорость модуляции, а нажатие с удержанием работает как плавное замедление. При отпускании удерживаемой кнопки, скорость плавно вернётся к заданной.
Правый футсвич, о котором я ещё не упомянул, тоже мультифункционален. Он работает не только как эффект/байпас, но и переключает пользовательские пресеты. Для входа в режим переключения пресетов, нужно просто нажать и удержать кнопку на пару секунд. Пресеты позволяют сохранить в памяти положение кнопок панели управления и регулятора Filter. Регуляторы Volume и Resonance – аналоговые, и их положения пресет не запоминает. Для сохранения пресета достаточно нажать и удержать на несколько секунд левую кнопку панели управления.
Подключение внешнего программируемого MIDI-контроллера открывает доступ к дополнительным функциям и более гибкому управлению в реальном времени, что делает возможности Dr. Scientist Dusk просто безграничными.