Гитарный предусилитель, также известный как преамп (от англ. preamplifier), играет большую роль в формировании гитарного саунда. Его основная функция — создание эффекта дисторшн или овердрайв. Преамп встроен в систему усиления, обычно состоящую из трех компонентов:
- предусилитель;
- усилитель мощности, часто называемый музыкантами оконечником;
- акустическая система, воспроизводящая звук (кабинет, колонка и др.).
В зависимости от предпочтений производителя и пользователя, эти три элемента могут использоваться по отдельности или в составе единого устройства. При этом главенствующую роль в тембральном окрасе гитарного звука играет именно преамп, в то время как оконечный усилитель отвечает преимущественно за увеличение мощности сигнала. Еще больше возможностей по управлению саундом предоставляют предусилители с эквализацией. Такие преампы могут иметь как простые регуляторы низких, средних и высоких частот, так и полноценные параметрические эквалайзеры, подходящие для студийной работы.
Разновидности
В зависимости от конструктивного исполнения, существует три разновидности преампов:
- напольные;
- настольные;
- рэковые.
Гитарные преампы различаются схемотехникой, которая бывает ламповой, аналоговой и цифровой, реже — моделирующей или гибридной. Большинство музыкантов и саунд-инженеров предпочитают устройства на вакуумных лампах. Их преимущество — характерный тембр, создаваемый благодаря насыщению сигнала гармониками. Также популярностью пользуются моделирующие предусилители, способные довольно точно имитировать «ламповый саунд», но лишенные недостатков ламп: больших габаритов, чувствительности к перепадам напряжения, необходимости регулярной замены.
Выбор преампа
Выбор предусилителя определяется преимущественно индивидуальными требованиями к тембральном окрасу гитарного звука. Тем не менее, мы рекомендуем придерживаться некоторых несложных правил:
- для насыщенного, «жирного» звука подойдет модель с ламповым трактом усиления. Именно такие преампы предпочитают музыканты, работающие в «тяжелых» стилях: от стоунера и хэви до современного блэка и других экстремальных направлений метала;
- при необходимости получить четкий и окрашенный звук с отчетливой атакой отдавайте предпочтение преампам на транзисторах;
- сочетание преимуществ лампового и транзисторного звука (с некоторыми оговорками) дают гибридные предусилители. Как правило, такие варианты дешевле моделей, собранных полностью на лампах;
- если вы не определились с желаемым звуком, обратите внимание на цифровые преампы. Они также подойдут музыкантам, часто экспериментирующим с саундом. Устройства с цифровой эмуляцией позволяют вносить значительные изменения в звук «на ходу», что удобно при звукозаписи.
В качестве примера популярных сегодня предусилителей можно привести: напольные ламповые преампы от AMT Electronics- SS-30, SS-11A и SS-11B, напольный преамп со встроенными импульсами, воссоздающий звучание легендарного усилителя Fender Twin — Shift Line Twin Peamp MkIIIS, напольный Hughes & Kettner TubeMan.
Большинство российских и зарубежных музыкантов предпочитают оборудование следующих брендов:
- AMT Electronics.
- Shift Line.
- Hughes & Kettner.
- Two Notes.
- Marshall.
- Mesa Boogie.
- Darkglass Electronics.
- Ampeg.
- Yerasov.
Консультанты магазина DMTR Pedal Shop с удовольствием помогут подобрать подходящий предусилитель, а также расскажут о нюансах его подключения, настройки и обслуживания.