Полная история Big Muff. Часть 2: русский период.

После второго банкротства Майк не сдался. Конечно же, понадобилось несколько лет, чтобы разобраться с долгами и вновь вернуться в бизнес. Обжёгшись на перебоях с поставками японских микросхем, он поднял связи, которые наладил при посещении СССР в 1979 году. К тому времени вовсю шла перестройка и конверсия, и железный занавес начал приподниматься. Военно-промышленный комплекс СССР приходил в упадок, и многие из бывших военных заводов остались без работы. Они отчаянно искали любой вид бизнеса на рынке потребительских товаров и Майк увидел возможность покупать у них интегральные микросхемы. Продажа микросхем помогла ему встать на ноги, однако, как помнят те, кто застал СССР: Советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире. К тому же, проблему дефицита японских микросхем решило появление на рынке продукции из Малайзии и Кореи, и Мэтьюс переключился на поставки советских радиоламп, практически монополизировав этот рынок.

В 1988 году, Майк открыл компанию New Sensor Corp, специализирующуюся на дистрибуции комплектующих для производства усилителей и эффектов, начиная от корпусов и шасси, и заканчивая электронными компонентами и фурнитурой, а в 1989 создал брэнд Sovtek для экспорта радиоламп, заказав их производство на 53-летнем заводе ЭкспоПул (он же Рефлектор) в Саратове. Позже, в 1998 году компания New Sensor полностью приобрела в собственность саратовский завод, который к тому времени стал крупнейшим производителем радиоламп в мире.

Также, к началу ’90-х, Майк наладил производство ламповых усилителей Sovtek в Саратове, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

За время, прошедшее с тех пор, как Electro-Harmonix прекратил свою деятельность, Мэтьюс увидел, как резко возросла коллекционная ценность его старых педалей эффектов семидесятых годов. Люди в Соединенных Штатах предлагали ему вернуть их на рынок. Однако права на Electro-Harmonix не принадлежали Майку, и он решился на рискованный шаг. Примерно году в 1990 Майк был в Санкт-Петербурге, где познакомился с двумя офицерами, руководившими небольшим КБ, занимающимся производством тренировочного снаряжения, в частности электронных стендов для военной подготовки. Поскольку оборудование, которое они производили, включало электронику, им не составило большого труда перейти на схемы фузз-педалей. Мэтьюс обсудил с ними идею изготовления Big Muff в России, но в то время у New Sensor не было много денег, чтобы инвестировать в новые технологии для его изготовления. Полковникам идея понравилась, и они согласились оплатить все затраты на наладку производства. Мэтьюс дал им оригинальную принципиальную схему, и они адаптировали её под советские компоненты, сконструировав собственные печатную плату и корпус. Они придумали прочную милитари-педаль с усиленной верхней пластиной под крышкой корпуса и мощным футсвитчем, что внешне выглядело кондово, но очень надёжно. Поскольку Майк Мэтьюс не обладал правами на Electro-Harmonix и Big Muff, педаль получила название Red Army Overdrive. В отличие от старых, американских Big Muff регулятор, прежде именуемый Sustain, получил название Distortion. Кроме того, впервые педаль семейства маффов получила светодиодную индикацию включения эффекта. С тех пор светодиодная индикация используется на всех маффах. Стоит ещё отметить, что питание устройство предусматривалось только от батареи. Чтобы запитать педаль от адаптера, требовался переходник с кроновской клеммы.

Рискованное название понравилось американским покупателям, это спровоцировало слухи, что педали сделаны из запчастей от советского вооружения. Загадочности добавлял и деревянный ящик, в котором поставлялись педали. Как и прежние американские маффы, схема и дизайн педалей время от времени менялся, и хоть производилась эта модель недолго, год или два, у коллекционеров можно встретить несколько версий этой педали.

По звучанию Red Army Overdrive представлял что-то среднее между «треугольной» версией и красно-чёрной, но с меньшим гейном, менее проваленной серединой и жирным низом. В рекламе того времени её позиционировали как «Оригинальная схема и звучание классического дисторшна/сустейнера Big Muff, но на малошумящих военных транзисторах». Именно эту педаль клонирует JHS в своей Crimson из серии Legends of Fuzz и, конечно же, одноимённый Stomp Under Foot Red Army Overdrive. Да и все последующие русские зелёные и чёрные маффы являются в той или иной степени разновидностями Red Army Overdrive, тем не менее, отличающиеся звучанием от выпуска к выпуску.

На волне успеха Red Army Overdrive и усилителей Sovtek, Майк выкупил права на Electro-Harmonix, что позволяло ему выпускать педали под оригинальными названиями, и выпустил обновлённую версию педали уже как Big Muff, но всё ещё под брэнднеймом Sovtek. Эти педали позже получила прозвище Civil War, за свою расцветку, по мнению гитаристов напоминающую униформу противоборствующих сторон гражданской войны США. Видимо из за того, в разные годы производились педали серого и синего окраса на общем белом фоне. Благодаря Дэвиду Гилмору, использующего такую педаль на записи альбома Division Bell и двойного концертного видеоальбома P•U•L•S•E о последующем за выпуском альбома туре, и ставшего последним концертным туром в истории Pink Floyd, Civil War является предметом охоты поклонников. И хотя схема педали бывала практически идентична от Red Army Overdrive, у более поздней версии немного отличалась элементная база, главным образом конденсаторы (удачно попавшаяся замена на фоне дефицита ’93-’94гг.), а вместе с ними и звук Он был очень басовитым, но с ровной и чёткой серединой и очень музыкальной разборчивостью, благодаря чему они прорезают в живом миксе чуть лучше, большинство американских Big Muff. Они заметно более гладкие и менее зернистые, чем более поздние зелёные и чёрные русские маффы и, вероятно, именно поэтому они являются самыми любимыми и желанными из всех Sovtek Big Muff. Эти педали охотно клонируются современными бутиковыми производителями, например Wren and Cuff Box of War, Stomp Under Foot Civil War, Vick Audio 1861.

Следом появились зелёные русские, хотя перед ними была и переходная модель, которую относят к Civil War, из за идентичной предыдущему поколению графике, разве что цвет прямоугольного штампа сменился с синего на чёрный. Позже педали стали полностью зелёными.

Зелёные русские Big Muff производились года примерно до 2000, и это самая известная версия Big Muff российского производства. Дизайн педалей стал ещё более брутальным и милитаристическим, и ассоциировался с Боевой Машиной Пехоты, из за схожести аббревиатур (Big Muff Pi – BMP). И хоть педали первых выпусков ценятся коллекционерами, правда не настолько как Civil War, запасы оригинальных военных деталей иссякали, и из года в год качество комплектующих, металла корпусов, и даже краски, стремительно падало. Примерно в 2000 году Electro-Harmonix возродили производство педалей в США, и сменили сокращённую аббревиатуру с E-H на EHX. Одновременно с этим сменился и цвет педалей Big Muff российского производства. Зелёный мафф стал чёрным русским, причём регулятору гейна вернули прежнее название Sustain.

Качество комплектующих по-прежнему гуляло, а потом вообще в ход пошло всё, что попадётся под руку. Если в лихие девяностые российские заводы хоть что-то худо-бедно производили, то в нулевые прошла череда рейдерских захватов, и заводы по производству электроники закрывались один за другим. Майк Мэтьюс сам чуть не лишился саратовского ЭкспоПул, который в 2005 году новые власти хотели снести, чтобы построить развлекательный центр. К счастью его удалось отстоять, и его не постигла судьба питерской фабрики по производству радиоламп Светлана снесённой в 2019 году, не прекращавшей работать даже в блокаду. Перебои коснулись не только электроники, но даже «противотанковых» футсвитчей, используемых прежде, так что в этой версии встретит две одинаково звучащих педали ещё сложнее. Менялись и корпуса, становясь всё более плоскими. При этом издержки росли, качество падало (не то, что бы они становились хуже, просто не было стабильности от экземпляра к экземпляру), а часть продукции, вообще, как это водится в России, уходила налево. Иронично, что в каталоге середины первой декады нулевых, российский Big Muff сопровождался обидной опечаткой «Иделано в Жоссии» и к 2009 году российское производство педалей было свёрнуто. Стоит заметить, что помимо Big Muff в России производились педали Small Stone и Bass Balls.

Педали Big Muff российского производства оставили достойный след в истории, их использовали и до сих пор используют многие гитаристы, от Дэвида Гилмора и Тёрстона Мура до Джона Фрушанте и Дэна Ауэрбаха. Особенно эти педали полюбили басисты, за то, что они пропускали больше низких частот, их умеренный гейн, и лучшую по сравнению с классическими маффами разборчивость. Кроме того, эти педали породили множество клонов, особенно среди бутиковых производителей, использующих более качественную элементную базу. Даже сами Electro-Harmonix производят сегодня в США клоны российских маффов. Среди современных клонов ранних зелёных русских Big Muff, и педалей вдохновлённых их звучанием можно отметить Swollen Pickle и Russian Pickle от Way Huge, Stomp Under Foot Green Russian Fuzz, Skreddy Pedals Perestroika, EarthQuaker Hoof. Кроме того, встречаются педали, эмулирующие сразу все версии Big Muff от «треугольника» и «барана», и заканчивая Civil War и зелёным русским, как, например, JHS Muffuletta.

Посмотреть еще больше про Muff-педали вы можете в карточках товаров на нашем сайте.

Все товары Electro-Harmonix (EHX)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *